Страшные образы Апокалипсиса

Ианнуарий Ивлиев

В книге Апокалипсис мы встречаем страшные и непонятные образы. Однако мы должны помнить, что книга эта весьма образна, символична, метафорична, ничто в ней не надо воспринимать буквально. За каждой фигурой, иногда совершенно фантастической, мы должны понимать, стоит некий шифр, некий код, который надо расшифровать, раскодировать, и тогда все встанет на свои места.

Первая такая фигура, с которой мы сталкиваемся, фигура зловредная, чудовищная — это дракон. В 12-й главе Апокалипсиса мы читаем о двух видениях Иоанна. «Явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце» — она символизирует собой народ Божий, который произведет из себя Младенца Христа. И в дальнейшем жена становится новым народом Божьим. И далее: «И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим (то есть семь корон)». Итак, первое знамение названо великим, а второе знамение не названо великим, а просто — другое знамение, оно злое, некий дракон. Дракон, как змий, символизирует собой зло, сатану, дьявола. Это красный дракон, то есть окровавленный.

Семиглавый дракон, семиглавый змий — очень характерный для фольклора образ, и не только для библейского фольклора, но и для фольклора других народов. Рога, короны на семи головах — все это символы мощи и власти. Но с драконом воюют ангельские силы, в частности, архангел Михаил, он сбрасывает дракона на землю, на небе уже дракону места не нашлось, на небе никакого зла нет.  «Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену» — а что ему делать? Он начал преследовать Церковь, жена — теперь народ Божий, церковь, которая родила младенца мужеского пола. И дальше сказано, что «рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее», то есть с христианами.

Вспомним, книга Откровение, Апокалипсис писалась в конце 90-х годов во времена императора Домициана, когда начались страшные гонения на христиан. Вот, «брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа». Такая вот первая фигура — дракон. Потом он становится на берегу моря, которое символизирует собой бездну, хаос, небытие, смерть. Из этой бездны вышел по зову этого дракона некий зверь с семью головами и десятью рогами, то есть как бы несущий на себе образ дракона, вот этот зверь из моря. «На рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва». Здесь каждое слово надо разбирать, это символ.

Этот зверь из моря противоположен Христу. Христос сходит с неба, зверь поднимается из бездны, Христос исходит от Бога, зверь это порождение сатаны. Это видимое явление сатаны, дракона на земле, символизирует собой языческое богоборческое государство и Римскую империю времен Иоанна, хотя, конечно, это можно распространить и на любую другую империю. А также воплощение этой богоборческой силы в лице императора или кесаря. Во времена Иоанна —Домициана , а в любое другое время — какого-нибудь другого кесаря.

В той же самой главе, 13-й, говорится следующее: «И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон». Этот зверь из земли символизирует собой администрацию империи, имперского богоборческого государства, языческое жречество, языческую пропаганду. Для того чтобы гипнотизировать народ своей пропагандой, он творит чудеса, он заставляет статуи зверя, то есть императора, двигаться и издавать звуки, он низводит огонь с небес. Он прибегает не только к гипнозу, но также и к насилию, потому что всякому, кто не будет поклоняться зверю из моря, который носит на себе черты антихриста, жить будет трудно, ему будет запрещено что-то покупать, продавать, да и вообще будет убиваем всякий, кто не будет поклоняться зверю из моря. Вот это зверь из земли.

Вавилонская блудница появляется в 17-й главе. Когда Иоанна ангел поднимает на гору, он видит там невесту Агнца, горний Иерусалим, а в 17-й главе он видит другой город, Вавилон, символ, конечно, Рима. Причем на горе — горний Иерусалим, а на земле, в пустыне — эта вавилонская блудница. Ангел говорит Иоанну: «подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном».

Мы должны помнить, что книга Апокалипсис глубоко символична, глубоко критична в политическом смысле. Под вавилонской блудницей, которая сидит на звере багряном, понимается, конечно, римская цивилизация, сам город Рим, который после 70 года иногда стал называться Вавилоном, символом всего злодейского и богоборческого для Ветхого Завета. Рим — это Вавилон, так было у иудеев после 70 года и у ранних христиан. Почему на водах многих? Да Вавилон-то был на водах многих и на Евфрате, и его притоках. Для Рима это не подходило, ну ничего, это же ведь только символ.

На челе у этой жены, блудницы было написано: «Вавилон — мать блудницам». Как римские блудницы носили на лбу ленточки с именем, так и у этой блудницы было это имя. Конечно, в Риме существовал культ богини Рома, богиня-покровительница Рима. Само слово Рома означает Рим. Вот она изображена здесь в виде этой богини на багряном звере из моря. То есть она теснейшим образом сплетена с этой империей и с этой языческой религией. Она поит людей вином язычества, отравляет их.

В скором времени после 12-й главы, уже в 14-й главе описана гибель этой блудницы вавилонской, этого Рима, замечательно описана, в очень поэтических строках, почитайте все 14-ю главу. Эти плачи богачей, торговцев, корабельщиков о гибели Рима. Нет, они не особенно жалеют Рим, он жалеют свои доходы, они стоят в стороне и смотрят, как гибнет этот город. Затем, уже в 19-й главе описана окончательная гибель двух зверей: зверя из моря (антихриста) и его помощника, лжепророка, зверя из земли. Они брошены в озеро огненное, и им уже нет места в бытии.

Если из ада, то есть преисподней, все люди еще воскреснут на Суд, то из геенны огненной, уже никто не воскреснет, это уже окончательная гибель. Но остался еще дракон, он связан на тысячу лет, а потом будет освобожден и вступит в брань, в войну с Сыном Божиим, Христом и христианами, но будет побежден и тоже будет брошен в озеро огненное и уже ни дракону-сатане, ни смерти не быть в новом Царстве Божием, которое символизируется новым Иерусалимом.

Читайте также:

Все статьи и лекции Ианнуария Ивлиева

Есть вопрос, или что-то не понятно? Давайте обсудим! Оставьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваш вопрос или комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s