Что такое душа в Священном Писании

Ианнуарий Ивлиев

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

Это замечательный отрывок из нагорной проповеди (Мф, 5). В этих словах как будто можно увидеть противопоставление души и тела. Но это не так. Данное изречение Иисуса Христа представляет собой — в Библии это довольно часто встречается — два параллельных высказывания одного типа, аналогичных, почти синонимичных. В науке это называется синтетический параллелизм, в параллель поставлены два высказывания. Речь идет о заботах: не заботьтесь о пище (душа и пища), не заботьтесь об одежде (тело и одежда).

Если бы было противопоставление, то пища противопоставлялась бы одежде, но это не так. И пища, и одежда относятся к материальному окружающему человека миру. Но следовательно, и душа, и тело не противопоставляются как некие разные стороны антропологического бытия. Нет, они относятся к одному и тому же человеку, к его природе.

Каково же учение о душе и теле в Св. Писании? Довольно сложный вопрос, ведь Св. Писание — не философский трактат. Это откровение людей, полученное от Бога, высказанное в каких-то метафорах, в образах. Понятие о душе берет начало в самой первой книге Библии, в книге Бытия, где во второй главе говорится о сотворении первого человека Адама. Бог сотворил человека, по-еврейски Адама, из праха земного и вдунул ему в лицо дыхание жизни, и стал человек душою живою или душой живущей. То есть было нечто мертвое, кусок глины, праха земного, и вдруг этот кусок начал дышать, начал двигаться. Почему? Да потому что Бог стал вдувать, как сказано в Ветхом Завете, в ноздри его дыхание жизни. Вот этот самый ветер, это движение воздуха. И стал человек душою живущей, то есть дышащим существом.

Так что ничего от бестелесного платонического учения о какой-то бестелесной душе здесь нет. Слово душа означает просто дышащее существо или живое существо, жизнь. Ведь скоты, коровы или кошки — тоже живые души, то есть дышащие существа в отличие от неживых камней. Вот что означает слово душа в Св. Писании. При этом тело — это всем понятно, это тело человеческое.

С другой стороны, в обществе сложилось совсем другое представление, но оно фактически отсутствует в Библии. В 1930-е годы русский философ Лев Шестов написал богословско-филофский труд «Афины и Иерусалим». Понятно, что наша христианская церковная культура, как сказано в этом труде, имеет два источника. Один источник — глубокой веры в Единого Бога, в Иисуса Христа — это Св. Писание. И другой источник нашей христианской церковной культуры — это рационализм древне-греческой философии, платонизма, аристотелианства, стоицизма. При этом современная культура представляет собой сплетенный клубок из этих двух совершенно разных культурных слоев: библейского и эллинского, греческого. Библия — не философский трактат, это книга об истории, о Боге, об откровении, о жизни, о вере. А вот философией, мировоззрением, натурфилософией занимались греки. Но это тоже вошло в нашу культуру, потому что христианство в ранние времена из Иерусалима дошло до Афин и даже дальше, до Рима и до края земли.

Поэтому в современном христианстве, если вы читаете Библию, то вы под душой должны понимать просто жизнь, живое дыхание, дыхание жизни. А если вы рассматриваете более поздние, средневековые трактаты по христианству, то конечно, вы здесь ощущаете влияние греческого дуализма, который с древнейших времен считал, что все бытие делится на материальное и не материальное, или идеальное. Так и в человеке существует материальное, тленное тело и нематериальная бессмертная душа. Но это греческий взгляд, который проник в христианство и проник очень глубоко, поэтому большинство, 99,99% христиан являются платонистами в философии, но верующие по Библии.

Когда вы читаете Св. Писание, надо входить в контекст именно Св. Писания и принимать библейскую точку зрения на понятие души, а вовсе не философскую, идущую из Афин, а не из Иерусалима. Но когда вы сталкиваетесь с современной христианской культурой, которая впитала в себя очень много от великой греческой философии, разумеется, вы не можете абстрагироваться от философско-антропологических понятий о душе как о некой нематериальной субстанции. Но всегда надо помнить, что это все-таки философия, это все-таки мировоззрения, а не действительность.

Ваш вопрос или комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s