Сердцем будьте как дети, умом же не будьте

Призвание апостолов, о котором говорится в сегодняшнем евангельском чтении, на первый взгляд не вызывает вопросов. Пример доверия и награды за доверие. Мы видим, как люди оставляют свою прежнюю жизнь, доверившись молодому проповеднику, и оказываются друзьями Самого Бога, преображенными Святым Духом и преобразившими весь мир своей проповедью. Кажется что по-другому и невозможно, что каждый бы отозвался, но мы видим, что большинство людей, которые слышали слова Иисуса, видели Его дела, не стали Его учениками, а наоборот, кричали «распни его» и насмехались над Его бессилием. Так ли просто было не ошибиться? Есть ли опасность ошибки сейчас? Доверие доверию рознь. Ева тоже доверилась змею…

Время, в котором звучит проповедь Христа, очень непростое. Непростое тем, что это время обострения эсхатологических ожиданий. Вспомним, как Гамалиил говорил о множестве «мессий», проходивших в последнее время. Доверие, — это прекрасно, но как не обмануться? Многие придут во имя свое и приходили уже. До сих пор появляется множество учителей, проповедников, пророков, и мы, уже знающие кто такой Иисус, все равно часто прельщаемся, и так будет до последнего времени. Антихрист соблазнит многих, считающих себя христианами.

Сначала необходимо сказать почему во времена проповеди спасителя, множество иудеев ожидало прихода того, кто возвратит славу Давида, восстановит Израиль и вернет связь с Богом всему избранному народу, а через иудеев и всем людям. Существовало несколько общин, например, Кумранская или община в Наг Хамади, которые создавались именно в ожидании скорого пришествия мессии. Люди готовились к его приходу. В 60 годы до н.э. Иудея теряет независимость, вскоре царем становится Ирод, являющийся идумеем (потомком Исава) по крови. И пророчество патриарха Иакова о том, что не отойдет скипетр от Иуды, доколе не придет избавитель и ему покорность народа, начало исполнятся.

Книга пророка Даниила тоже говорит о завершении времен. Появляются люди называющие себя мессиями. Гамалиил, член синедриона называет некоторых из них. Он упоминает Февду и Иуду. Февда — предводитель отряда из 400 еврейских повстанцев, боровшихся против римского владычества. Выдавая себя за мессию он увлек за собой толпу к Иордану, утверждая, что воды расступятся перед ним. Конница прокуратора Куспия Фада рассеяла толпу, а сам Февда был схвачен и обезглавлен
Иуда Галилеянин — галилейский повстанец, основатель «философской школы». После смерти Ирода Великого, Иуда собрал толпу и захватил царский арсенал в городе Сепфорис. Затем его поддержали местные фарисеи во главе с Саддуком, которые протестовали против переписи, которую предпринял римский прокуратор Квириний. Восстание было подавлено, сам Иуда был убит. Не только восстания и бунты, но и духовные усилия и движения связываются с грядущим спасителем мира.

«Покайтесь, ибо приблизилось царство Божие». Община Иоанна Крестителя — одна из многих, но авторитет Иоанна, один из самых высоких в Иудее того времени. Вот что пишет Иосиф Флавий: Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу и из благочестивых чувств к Богу собираться для омовения. При таких условиях, учил он (Иоанн), омовение будет угодно, так как они будут прибегать к этому средству не для искупления различных грехов, но для освящения своего тела, тем более, что души их заранее уже успеют очиститься. Так как люди стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души, Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на людей, вполне подчинившихся ему, не привело к смуте. Люди чувствовали, что мир вот-вот изменится.

Не только иудейский мир ждал изменения отношений с Богом, Вергилий пишет о рождении младенца, который восстановит золотой век, век Сатурна. Самарянка в беседе с Иисусом, говорит об ожидании, по всему миру ходят проповедники и чудотворцы типа Аполлония Тианского.
Даже далекие от средиземноморского мира буддисты ждут будду-майтрейю.

В таком мире очень легко ошибиться. И первое, что предотвращает ошибку, это свидетельство Иоанна. Своим ученикам он говорит, что не является Христом, а указывает на Иисуса — се агнец Божий. Это одно из имен мессии, открытое еще пророком Исайей. Первая встреча с будущими апостолами произошла сразу после этого признания. Ученики Иоанна, Андрей и Иоанн, идут за Иисусом, знакомятся, общаются целый день, а затем отправляются по своим делам, Господь же отправляется в пустыню. И встреча, о которой говориться сегодня, это уже вторая встреча. Господь зовет тех, кто уже готов отозваться и отзывается. Отзывается, зовя за собой других. Андрей и Иоанн приводят своих братьев и друзей. И дальше уже из своего опыта ученики убеждаются в том, что идут не просто за человеком Божиим или одним из пророков, но Кем-то большим. Нафанаил признает в Иисусе Сына Божия после слов о смоковнице, под которой он был виден. Видимо это было чем-то очень важным. Молитвой или решением. И свидетельство друзей становится второстепенным. Теперь оно утверждено личным опытом. Также и Петр. Хождение по водам, насыщение пятью хлебами и проч., открывают духовное зрение и раздаются слова —Ты Христос, сын Бога живого. Личный опыт следует за доверием авторитету. Но без авторитета пророков и Иоанна не подойти к опыту.

Дальше конечно будет множество испытаний веры. Даже сам Иоанн в темнице, кажется усомнился и попросил учеников переспросить Иисуса, Он ли? Или другого ждать? Будет и слабость, и споры, кто главный, и оставление учителя, и предательство Иуды, и отречение Петра, но руки уже протянуты, и вскоре свет воскресения озарит мрак и Святой Дух осенит и окончательно укрепит тех, кто попытался довериться и оставил все, чтобы пойти за Христом.

Нам проще. Мы можем сравнить то, что говорят нам люди, с тем, что мы прочитали в Евангелии, с тем, что говорит Церковь. И несмотря на это, появляются лжеучители и лжехристы. Апостолам сравнить было не с чем. Ведь даже пророчества ветхого завета, это видение через мутное стекло, и не ошибиться было очень трудно. Многие ошиблись. Поэтому преклонив головы перед подвигом первых учеников, попросим Господа трезвости ума и укрепления веры в наших сердцах, дабы услышав призыв Божий, отозваться полным доверием, но не довериться обольщению.

Читайте также:

Все проповеди Андрея Винника 

Есть вопрос или что-то не понятно? Давайте обсудим! Оставьте свой комментарий или задайте вопрос.

the-vocation-of-the-apostle-peter-fragment-13111

Ваш вопрос или комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s