Проповедь в Прощеное воскресенье

Священник Александр Лыков

Мысль: Сердце стремится к сокровищу. Где, и в чём или в Ком оно? Адам устремился и был изгнан…

  • Прощение и любовь
  • Естественность,быть самим собой
  • Устремлённость.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братья и сёстры, христиане!

Кто переживал  влюблённость или увлечение  чем-либо, знает, что все мысли и чувства в этот период сосредоточены только на том, кого любишь и к чему стремишься. Когда же нахлынувшие чувства уступают место уверенности в том, что приобретённое продолжает всецело владеть нами, заключаем, что наконец нашли то, что искали.

Все мы, молящиеся сегодня в Прощёное воскресенье в храмах, однажды встретили Бога. Но насколько полно отдано Ему наше сердце? Об этом Слово Господне, обращённое к нам. Каждый раз приступая к чтению того или иного отрывка Священного писания, открываешь для себя новые и новые грани в восприятии смысла прочитанного. Казалось бы, всё ясно, вот, на поверхности, — прощай, не делай ничего напоказ, устремляйся к духовному…

Но отчего же, день ото дня, от поста к посту, от праздника к празднику, жизнь наша практически не меняется, ни о каком «…будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф 5, 48) нет и речи?

Прежние добродетели, если они у нас и были, не пополнились новыми, да и перечень грехов на исповеди, в лучшем случае, не растёт, а в худшем… Стыдно и говорить об этом. Что происходит с нами?

С чем бы Господь ни обращался к нам, это всегда живое слово о Любви, о жертвенной Любви, о Любви до конца. Все три тезиса прочитанного нами зачала и Евангелие вообще именно об этом. И когда мы теряем целостность в восприятии текста, не обнаруживаем главной мысли, красной линией проходящей через всё Писание, вот,  тогда мы уводимся в сторону и перестаём приносить плод.

Отец любит нас и готов простить нам любое наше несовершенство, а всякое несовершенство и есть грех, искажение первозданной красоты и гармонии, которую мы ещё можем наблюдать в окружающем нас мире. Но улучить прощение, пребывать в состоянии прощённого, испытывать лёгкость и радость мира, возможно только научившись самим отпускать на свободу томящихся в темнице нашей озлобленной души людей, заключённых нами туда за их нелюбовь к нам.

Отец любит нас и всегда прям, честен и верен по отношению к нам. И вопиющий пример этой любви и правды, — восхождение Христа на Голгофу. Вот фрагмент евхаристической молитвы на Божественной литургии: «…Ты от небытия в бытие нас привел еси и отпадшыя возставил еси паки, и не отступил еси, вся творя, дондеже нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее»…

И далее «… иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единородного дати, давсяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный»… (анафора лит. Иоанна Златоуста)

Это прямая цитата из Евангелия от Иоанна: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16)

Вот так, отдал Себя до конца, до конца истощил, источил Себя на Голгофе. А разве вся предшествующая этому жизнь Иисуса не была полным вручением себя воле Отца?!

Что же общего с этой всецелой отдачей себя Богу, подлинным доверием Ему, и лицемерным, лживым, показным проведением поста, который, имея временные рамки, призван быть прообразом теснейшего общения нашего с Богом? К чему этот дешёвый балаган с унылыми лицами и мрачными масками? Кого мы хотим обмануть?!

Отсюда и соответствующая награда, как в известной шутке, приписываемой патриарху Тихону о прорыве канализации в мавзолее: По мощам и елей. По посту и награда…

И последнее. Бог любит нас и «…хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2. 4). Никогда нельзя достичь цели, не имея верного ориентира. «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6. 12). И вот, в этом выборе объекта обладания, того, к чему в конечном итоге устремляется наше сердце, и кроется главная опасность и поражение с одной стороны и главная победа и прорыв в Небесное царство с другой.

Не будем обманываться, есть только два пути, засвидетельствованных ещё в Ветхом завете. Путь жизни и путь смерти. В книге Второзакония Господь обращается через Моисея к народу, говоря: «Вот я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло …, жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё, любил Господа, Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих»… (Втор. 30. 15,19—20).

Напрасно думать о том, что евангельское «Не собирайте», — запрет, а «Собирайте», — повеление. Не в установках дело! Неизреченная любовь Бога к человеку открывается нам в полном доверии и свободе, в Его великой надежде на то, что в какой-то момент мы найдём в себе силы, нет, исполнимся такой любовью ко Христу, что выбор сокровища и устремлённость сердца будут нами предопределёны.

И «…ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни какая другая тварь не сможет отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 8. 38—39).

Завтра мы вступаем в Великий пост. И даруй нам, Господи, провести его чисто и честно во славу распятого и воскресшего Иисуса Христа. Аминь.

Читайте также:

Все проповеди Александра Лыкова

Есть вопрос или что-то не понятно? Давайте обсудим! Оставьте свой комментарий или задайте вопрос. 

garden_of_eden

Ваш вопрос или комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s