Дело Тони Фланнери

Католическая церковь встретила в штыки некоторые провокационные заявления ирландского священника Тони Фланнери по вопросам необходимости священства, места евхаристии в жизни Церкви, женского священства и вопросам сексуальной этики. Священник был на долгое время отстранен от служения с угрозой и вовсе быть отлученным от Церкви, если не раскается в сделанных заявлениях. Полдесятилетия назад состоялась формальная переписка между Римом и священником, которая приведена в данной статье с позиций самого отца Тони.

Конгрегация вероучения Ватикана выразила свои опасения относительно нескольких цитат из статей, которые были опубликованы в журнале Reality. Ватикан наложил на меня определенные санкции, а также направил формальное уведомление о совершении священником ереси «действия вопреки указаниям», чтобы убедиться, что я осознаю всю серьезность ситуации. Послание в мой адрес содержало следующий фрагмент:

«Каноническое право Церкви утверждает, что «еретик… подлежит отлучению». До введения предусмотренных законом санкций Конгрегация вероучения предпринимает шаги для того, чтобы восстановить священника в вере, и чтобы убедиться, что он не выказывает намерения изменить свою позицию по затронутым вопросам. Если и эта мера не поможет, к священнику возможно применение канонических наказаний».

После периода размышлений я написал следующее заявление в адрес Конгрегации вероучения.

Хочу развеять опасения, которые были высказаны Конгрегацией вероучения в отношении написанных мною в течение нескольких лет статей. С должным уважением использую эту возможность, чтобы прояснить свои взгляды и предложить необходимые уверения, чтобы полностью исключить любые опасения. Все написанное мной было составлено исключительно из лучших побуждений без какого-либо желания противоречить истинам, которые мы должны признавать Богоданными и основополагающими для католической веры, которой я всецело придерживаюсь и придерживался всегда.

Я верю и признаю, что евхаристия была дарована нам Самим Христом, что в евхаристии мы получаем «Хлеб Жизни», то есть «пищу Жизни Вечной». Я не только верю в это и придерживаюсь этого взгляда, за почти сорок лет служения я испытал абсолютную реальность евхаристии для верующего опытным путем и с честью нес свидетельство об этом в своем священническом служении.

Я верю и признаю, что евхаристия не может происходить в отсутствии правильным образом рукоположенного служителя.

Я верю и признаю, что истоки евхаристии и священства могу быть найдены в Тайной вечере, во время которой, как утверждает Священное Писание, Иисус дал собравшимся за столом апостолам заповедь «творить это в Мое воспоминание».

Я верю и признаю, что призвание к священству, а на самом деле, ко всем служениям в Церкви, исходит от Самого Бога через Иисуса Христа.

Я верю и признаю, что Церковь имеет право и обязанность учить и проповедовать Благую весть спасения, обещанного Иисусом Христом, и что об этой нашей миссии свидетельствуют учения Второго ватиканского собора. Положение о миссионерской деятельности Церкви утверждает, что Церковь стремится проповедовать Евангелие всем людям, и что это вменено в обязанность последователям апостолов.

Надеюсь, однозначность и общая тональность этого письма будут верно восприняты и станут достаточным объяснением с моей стороны по всем поднятым вопросам.

По моей информации, это заявление было принято Конгрегацией вероучения, я рассчитывал на его публикацию для полного прояснения ситуации. Но в сентябре 2012-го я получил следующее обращение от нового главы Конгрегации веры.

Необходимые поправки к заявлению преподобного Тони Фланнери.

Следующие дополнения должны быть отражены отцом Фланнери в заявлении, которое может стать основанием для пояснительной публикации:

  1. В отношении Церкви отец Фланнери должен добавить к своей статье, что он верит, что Христос основал Церковь в полноте установленной иерархической структуры. А именно, отец Фланнери должен признать, что он принимает учение Второго ватиканского собора о том, что епископы являются Божественно поставленными последователями апостолов, которых избрал Христос. Что епископы Святым Духом освящают, учат и правят народом Божьим, что они представляют собой единое епископское тело совместно с Римским понтификом, и что по природе своего служения Римский понтифик имеет полную, высшую и универсальную власть над Церковью, которую свободен осуществлять во все время.
  2. В отношении евхаристии отец Фланнери должен добавить к своей статье, что он верит, что Христос установил священство на Тайной вечере, что в евхаристии под видом хлеба и вина воистину, в реальности содержится Сам Христос, что евхаристия есть жертва, поскольку она представляет собой (воплощает в реальности) крестную жертву. И что только правильно рукоположенные священники могут совершать евхаристию.
  3. В отношении заявления о священстве отец Фланнери должен добавить к своей статье, что он признает, что Господь Иисус выбрал мужчин в качестве своих двенадцати апостолов, и что сами апостолы поступили также, когда выбирали своих последователей в служении, и что Церковь ограничивает себя только данным выбором, сделанным Самим Господом, и по этой причине рукоположение женщин не возможно.
  4. Более того, отец Фланнери должен заявить, что он принимает учение Церкви в полноте, в том числе, и по вопросам морали.

Этот ответ привнес новые нюансы, я оказался в положении, в котором не смог бы поставить свою подпись под таким заявлением. Вместо этого я отправил следующий ответ в Конгрегацию вероучения.

Ответ от 13 сентября 2012 года:

  1. Я признаю и принимаю учение Второго ватиканского собора. Я внимательно изучал этот вопрос, и из материалов собора очевидно, что Сам Господь Иисус направил Свою Церковь на путь проповеди Благой вести. Данный собор также принимает учения Первого ватиканского собора, который утверждает, что Иисус Христос, извечный пастырь, основал Свою Святую Церковь, избрав Своих апостолов, как Его Самого избрал Отец. По Его воле последователи апостолов, то есть епископы, являются пастырями в Его Церкви до конца века. Собор также учит нас, что Иисус поставил Петра над другими апостолами и положил в нем вечный и видимый источник и основание единства веры и вероисповедания. Второй собор определил, что «учение относительно основания, извечности, значения и смысла священного первенства Римского понтифика и его непогрешимого учительства, этот Священный собор вновь полагает обязательным для исповедания всеми верующими». Я признаю это вероучение.

Я также принимаю учение Второго собора о том, что Иисус избрал двенадцать апостолов, что Он образовал из них постоянную общину, что Он поставил Петра над апостолами, что Петр был краеугольным камнем, лидером среди апостолов. Я признаю и верю, что апостолы избирали последователей, а те в свою очередь своих последователей, через которых действующие епископы получили свое апостольское священство. Я верю, что епископы через свое рукоположение наследуют Божественное право учить и править в Церкви. Я также верю, что эта власть может быть исполнена только в иерархической общности с главой епископского собрания и его членами. Вновь подчеркну, что в том контексте, в котором Собор преподносит нам учение о соборности, я принимаю его в полноте. Но превыше этого я верю в Иисуса Христа, в то, что Он, в Своем Лице, в Своем учении, в Своей смерти и Воскресении из мертвых является источником спасения для всего мира.

  1. Я признаю, что слова Священного Писания «творите это в Мое воспоминание» Боговдохновенны и произнесены в Святом Духе. Напомню, что исследователи Писаний полагают, что Евангелия были сформированы сначала в устной традиции, и постепенно уже позже истории и учения Иисуса были переданы в письменной форме, сначала в посланиях св. Павла и Деяниях апостолов и позже в четырех Евангелиях, которые дошли до нас. Эти писания, которые по нашей вере являются Боговдохновенными, говорят нам о том, что еще в самом начале сразу после того, как Христос восшел на Небеса, Его последователи стали собираться и общаться друг с другом, совершать совместную трапезу, как это делал Сам Иисус. Они совершали все это по Его заповеди, и то, что мы сейчас называем евхаристией, заняло уже тогда центральное место в жизни ранних христиан. Постепенно к христианам пришло осознание того, что когда они разделяют хлеб и вино, Иисус в реальности присутствует посреди них. Поэтому я вовсе не выступаю против веры в то, что истоки евхаристии можно найти в евангельских описаниях Тайной вечери, и что Иисус реально и истинно присутствует во время совершения евхаристии.

Я верю, что священство в том виде, в котором мы его знаем, не существовало с самого начала, но развивалось постепенно. Ранние христианские сообщества избирали одного человека из своей группы в качестве главы собрания, тогда как другие члены общины исполняли свои роли. Лишь постепенно все функции служения были совмещены в одном человеке, которого стали называть священником. Так как именно иудейский священник предлагал жертву, христианский священник принял на себя роль того, кто предлагает жертву Отцу от лица народа. Говоря это, я вовсе не утверждаю, что развитие священства в ранней Церкви происходило вопреки намерению Христа. Я признаю учения Второго собора о том, что священник в силу своего служения учит и правит своим народом. В своем служении священник воплощает Христа, когда совершает евхаристическую жертву и предлагает ее Богу от имени всего народа.

  1. Я всегда находился под впечатлением от того, насколько важную роль играли женщины, окружавшие в жизни Иисуса, как мы об этом знаем из евангельских повествований. Послания св. Павла, а в равной степени и Деяния апостолов говорят о том, что женщины занимали значимое положение в ранней Церкви.

Я также знаком с работой Папской библейской комиссии в 1976 году. Комиссия пришла к единодушному заключению о том, что Новый Завет не дает однозначного ответа на все времена о возможности поставления женщин священниками. К тому же, комиссия с перевесом в семь голосов утвердила суждения о том, что Писание не дает достаточных оснований для полного исключения возможности женского рукоположения, и что церковная иерархия может воспринять рукоположение женщин без всякого противоречия с первоначальными намерениями Христа.

Годы пасторского служения позволяют утверждать, что многие женщины находят учение Церкви по вопросу женского священства крайне враждебным. По нашим правилам, «собрание верующих в своем единстве, освященное Святым Богом, не может ошибаться в вопросах веры. Верующие реализуют это особенное свойство через сверхъестественное всеобщее понимание в вопросах веры, когда начиная с епископов до последнего простого верующего они демонстрируют единодушное согласие в вопросах веры и морали». Нам точно известно из различных исследований, а также из опыта многолетнего пасторского служения, что многие верующие так и не приняли учение церкви о женском священстве. Совмещая эти знания с положениями Папской библейской комиссии, у меня остаются серьезные сомнения в отношении учения о рукоположении женщин в католической церкви.

У меня также есть сомнение в том, что разумно было принимать указ о том, что верные члены католической церкви не могут обсуждать женское священство вовсе. Я много размышлял над этим и прихожу к выводу, что вряд ли можно утверждать, что Святой Дух не оказал влияния на решения Папской комиссии, и что Святой Дух не действуют через верующих, которые выражают свои сомнения по этим вопросам. Поэтому я оставляю свои сомнения при себе.

В этом контексте я обращаюсь к декларации религиозной свободы, принятой Вторым собором. Этот документ утверждает, с одной стороны, что верующие могут придерживаться явленной им истины и направлять всю свою жизнь в соответствии с этой истиной. С другой стороны, я прекрасно понимаю, что декларация религиозной свободы была принята для защиты верующих от действий гражданской власти. Однако, я также верю в то, что слова «в вопросах религии любая форма принуждения должна быть исключена» в равной степени относятся к практике поведения церкви по отношению к своим собственным членам.

  1. Последняя часть требования Конгрегации вероучения, очевидно, фокусирует наше внимание на церковном учении по вопросам морали.

Как и в ответе на предыдущий вопрос, для меня очевидно, что некоторые аспекты учения Церкви по сексуальным вопросам ни «приняты» большинством верных католиков. Это подтверждается результатами исследования в различных частях света и находит ясное отражение в моем личном опыте за годы пасторского служения. Поэтому остается тот же серьезный и сложный вопрос: может ли быть так, что и в этом вопросе Святой Дух говорит с нами через Своих преданных верующих?

За сорок лет служения я пытался исполнить свое пастырское попечение о нуждающихся, о маргинальных членах Церкви, о тех, кто чувствует себя одиноким и оставленным. В этом контексте я не согласен с тем, как традиционно представлено и навязано верующим церковное учение по вопросам морали. Я всегда внимательно относился к словам Иисуса о том, что мы не должны становиться фарисеями, не должны взваливать непосильное бремя на плечи людей, и при этом даже пальцем не пошевелить, чтобы помочь им. Нам хорошо известно, что и в былые времена, некоторые учения навязывались верующим без должной степени понимания и сострадания к ним. Конечно, мы должны стремиться к идеалу, который изложен в Евангелиях, но, как и Сам Иисус, мы должны иметь сочувствие, принимать и прощать слабости и несовершенство человеческой природы, в том числе и себе самим.

Читайте также:

Все статьи в рубрике Полемика

Есть вопрос или что-то не понятно? Давайте обсудим. Оставьте свой вопрос или замечание в комментариях.

image

Ваш вопрос или комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s