Вера в России

Передача на радио Би-Би-Си, ведущий Рой Дженкинс

Говорят, что президент этой страны носит крест, который мать сохранила для него после крещения в младенчестве, в политике он рассчитывает на поддержку видных религиозных деятелей, не боится говорить о вопросах морали и религиозных ценностях, но мало кто может с уверенностью утверждать, во что же на самом деле он верит. Нет, это не новый президент США Трамп, но человек, который, говорят, оказал влияние на избрание Трампа, президент Владимир Путин. Сегодня мы говорим о роли религии и веры в России и в особенности доминирующей роли православной церкви. Мы поговорим о том, насколько она оказывает влияние на политику и решения в Кремле в эпоху, когда Россия заняла видную роль в мировой политике. Мы также задаемся вопросом, насколько государство играет определяющую роль для самой церкви в стране, где государственный атеизм был до последнего времени официальной политикой. Религия процветает или она, напротив, сталкивается с серьезными проблемами? Со мной четыре гостя:

Каноник Майкл Бордо, был студентом в Москве в конце 50-х и застал гонения на религиозных диссидентов, десятилетие спустя основал центр изучения религии и коммунизма.

Алена Кожевников, репортер, ведущая религиозных программ, переводчик, в том числе, для Бориса Ельцина и Маргарет Тетчер.

Джеральдин Фейган, 12 лет изучала вопросы религиозной свободы в России в качестве московского представителя норвежской организации Forum 18.

Отец Пол Эллиот, секретарь Великобританской епархии РПЦЗ.

Ведущий Часто говорят о священной России. Что это значит?

Джеральдин Фейган Святая Русь — старинное понятие, оказавшее большое влияние в истории, и глубоко близкое русским людям. Идея состоит в том, что российская нация не просто находится под Божественной защитой, как любая другая нация, например, так могли бы сказать и американцы. Но Россия сама по себе является священной, как будто это Божественно избранная нация, имеющая особую роль и задачи в мире — сохранить истинное христианство.

Ведущий Что, даже 70 лет коммунизма и государственного атеизма, а после этого десятилетия капиталистического консьюмеризма не поменяли значимость этой идеи?

Джеральдин Да, эта концепция все еще сильна. В ее центре содержится мысль о том, что Россия для сохранения и достижения своего величия должна держаться православной веры. Поэтому страх потерять веру неразрывно связан с идеей ослабления России как нации.

Ведущий Россия стала формально христианской более тысячи лет назад. Расскажите вкратце историю веры в XX веке.

Майкл Бордо По идее святой Руси за это историческое время, в период коммунизма был нанесен сокрушительный удар. Под влиянием Ленина, а позже Сталина Русская православная церковь была фактически уничтожена. Церковь сохраняла свою подпольную деятельность, и только благодаря героическому поведению верующих удалось сохранить веру даже в условиях самых суровых гонений. Но в ходе Второй мировой Сталин, который чуть было не проиграл войну, понял, что церковь ему нужна, и пошел на некоторые уступки, чтобы вернуть былое место церкви в обществе. Заключенные священники получили разрешение в некоторых случаях вернуться в свои приходы, епархии и церкви стали возвращаться к жизни в некоторой степени, и церковь смогла возобновить свою молитвенную деятельность во время войны. Когда Никита Хрущев пришел к власти в 50-х, он вновь объявил войну церкви, и атаки возобновились. У него был соответствующий опыт, он уже уничтожил греко-католическую церковь на Украине в 1945-м, когда руководил этой республикой, а в Москве его внимание привлекли русская православная церковь и другие религии. В начале своей карьеры, когда я еще был студентом в Москве в 1959 году, я как раз застал рассвет этой новой эпохи преследования. Это было ужасный период для церкви, который продлился долгое время… Надо сказать, ситуация немного исправилась в эпоху «застоя», когда все как будто зациклились на том что делали всегда. Позже к власти пришел Горбачев, который оказал радикальное влияние на религиозные свободы. Он не был христианином, но ему удалось примириться с церковью, и религиозные свободы стали логичным следствием из этого союза, он отменил антирелигиозные законы в 1990-м, а новые законы устанавливали полную религиозную свободу.

Ведущий Насколько близка была церковь к уничтожению в те времена?

Майкл Она была фактически полностью уничтожена. Если бы не подпольная церковь с 1930-х годов, ничего бы не осталось, кроме нескольких говорящих голов, подчиненных власти.

Ведущий Существует множество религиозных группировок в современной России, но православие остается доминирующей среди них. Вы были воспитаны в православной вере в Австралии. Опишите, что отличает вашу веру, что такое православие?

Алена Кожевников Соглашусь с Джеральдин: быть русским, значит, быть православным, а быть православным, значит, быть русским — по крайней мере, для русских. Вот такая смесь существует, и одно не отделимо от другого. Поэтому протестанты и сталкиваются с такими трудностями в России. Не уверена, что церковь находилась в той опасности, о которой говорил Майкл. Все-таки всегда были действующие церкви. Да, их было мало, но надо помнить об одной вещи, и именно этим русская православная церковь отличается от западных церквей, — люди имеют обычай посещать церковь ради главного: спасения, отпущения грехов, все-таки церковь не рассматривается как этакий элитарный общественный клуб.

Ведущий Что все эти годы удерживало вас в церкви? Что лежит в основе православия?

Алена Для меня лично это учение церкви, с которыми я полностью согласна. Мне нравится непрерывность традиции, то, что моя церковь не бежит за модными течениями. Потому что для меня церковь служит воплощением вечной истины. Мода приходит и уходит, люди приходят и уходят, нации приходят и уходят, но истина постоянна.

Ведущий Пол, вы принадлежали к традиции англиканской церкви, но позже обратились в православие. Что вас привлекло?

Пол Эллиот В некотором смысле у меня был духовной стимул, чтобы стать православным. Я был на Афоне в 1979-м, где встретил монаха, замечательного человека. Он предсказал, что я стану православным священником, а мне тогда был всего 21 год. Он также сказал, что я женюсь на своей прекрасной будущей жене. Я повиновался ему почти сразу в том что касается вопроса брака, но мне потребовалось несколько лет, чтобы отойти от англиканской церкви. Мой отец был англиканским викарием, и меня воспитали в лучших традициях англиканства. Но в итоге я не смог поступить никак иначе и стал православным. Православие оказалось в самом центре моего существа.

Ведущий Но что именно? Чем именно это так важно?

Пол Считаю, как и Алена, что главное состоит в неувядаемой вечной истине, которую несет православие. Православие не идет на компромиссы и провозглашает вечную истину.

Ведущий Ну, по крайней мере, в это верите вы. В какой степени сама Россия играет роль в вашей личной вере?

Пол Я люблю русскую церковь. Думаю, Джеральдин сказала, что русская церковь видит себя в масштабе всего мира, у нее есть миссия нести свет православия повсюду. Не было бы веры русских людей, я бы сам не пришел в православие.

Ведущий Вы бываете в России время от времени?

Пол Только что вернулся с Соловков в Белом море на севере России. Это была восхитительная поездка. В этом месте тысячи христиан пострадали за свою веру в советские времена. Мы отправились туда в группе с 35 паломниками, у одного из них прадеда священника расстреляли как раз на Соловках.

Ведущий Какое влияние на вас оказала эта поездка?

Пол Величайшее. Невероятно большое. Нельзя побывать в таком месте и не испытать глубокие перемены.

Ведущий Джеральдин, вы тоже перешли в православие. Расскажите, в каком состоянии сейчас находится православие в России, потому что до нас доходят противоречивые свидетельства. Кто-то скажет, что православие процветает, а кто-то не согласится с этим утверждением.

Джеральдин Есть два аспекта, которые фактически исключают друг друга. В опросах общественного мнения 75% населения утверждают, что являются православными. Но когда исследователи начинают задавать конкретные вопросы, выясняется, что люди мало знают о центральных постулатах православия. Они могут вовсе не верить в воскресение мертвых, не понимают, Что есть Троица. Если же посмотреть на долю практикующих верующих, что сама православная церковь считает крайне важным элементом веры, выясняется, что по данным полиции, количество людей, которые посещают службы на Пасху или Рождество составляет всего 1—2%. Что конечно крайне низкий показатель. Однако несмотря на это, как сказали Алена и отец Пол, в рамках этого небольшого процента мы видим невероятный уровень приверженности и глубину духовности, которая так часто застает врасплох западных верующих.

Майкл Джеральдин, кстати, эта духовность нашла особенное отражение в эпоху коммунизма, когда церковь была гонима. Когда я начал свою работу в 50-х, и затем в 60-х и 70-х, я столкнулся с этой глубиной православной духовности, качество веры было просто невероятным. Я уже тогда понимал, что всему миру есть чему поучиться у православных, и до сих пор так считаю.

Алена Полностью соглашусь с Майклом. Я жила и работала в Москве на протяжении двадцати лет. Не далее, чем в десяти минутах ходьбы от меня было четыре церкви, и они всегда были заполнены. Каждое воскресенье в храме собиралось множество людей, а в течение недели люди постоянно приходили на вечерние службы. Службы посещают все: и малыши, и те, кто уже одной ногой в могиле. Все молятся, надо сказать, туда ходят не для того, чтобы пообщаться или покрасоваться.

Ведущий Молодежь тоже ходит?

Алена Да, множество молодых людей. Молодые семьи с маленькими детьми.

Ведущий Я затронул в своем вступлении отношения между церковью и государством. Кто-то может даже сказать, что церковь это просто подразделение государства. Это правда так?

Майкл Наверное, это все-таки преувеличение. У нас были большие надежды в отношении свободы церкви в 1991-м, когда, наконец, коммунизм был повержен. Казалось, что религиозная свобода станет главной мотивационной силой в новой России, и в некотором роде так и произошло. Но свобода для православной церкви, к сожалению, также означала свободу связи и свободу интеграции с властью. Связь эта особенно проявилась в отношениях между президентом Путиным и новым патриархом Кириллом. В моих глазах эта связь вовсе не улучшает образ православной церкви. Путин хочет вернуть России — знакомые всем нам слова — былое величие. И русская православная церковь полезный инструмент в этой работе. По мне, православная церковь далеко зашла в выстраивании своего поведения под государственную политику. Нет никакого взаимодействия, только подчинение. Например, московская патриархия благословляет ядерное вооружение российского государства. И это происходит систематически. И такое отношение насквозь пронизывает жизнь церкви.

Пол А разве наши священники не благословляют военные корабли?

Майкл Нет, не ядерное вооружение хотя бы.

Пол Я не стану защищать эту практику… Однако английские священник тоже всегда призывают Божье благословение на запуск военных кораблей, и в Великобритании всегда так было. Однако, я много встречаю простых верующих, и могу сказать, что они вовсе не порабощены государством.

Майкл Вы сделали важное замечание: в конкретных приходах происходят удивительные, позитивные вещи. Вы можете проехать по России и встретить примеры удивительного служения на уровне приходов. Я бы сделал различие между этой жизнью и очень политизированными решениями московской патриархии.

Ведущий Как власть может повлиять на политику церкви? Может, например, государство назначать епископов?

Джеральдин Нет никаких свидетельств подобной практики. Мы говорим с вами о сближении церкви и государства, на самом же деле, из-за небольшого уровня непосредственного участия населения в жизни церкви, церковь-то по сути нечего предложить Путину с политической точки зрения. Ему церковь нужна скорее для того, чтобы узаконить и укрепить свою собственную позицию как уверенного и стабильного лидера, чтобы придать себе ауру незыблимости.

Ведущий Вам кажется, у патриарха есть реальная политическая власть?

Джеральдин До определенного предела. Когда прошли заметные анти-путинские протесты в Москве в конце 2011-го после спорных выборов, изначально церковь попыталась занять нейтральную позицию. И даже на протяжении нескольких недель, вроде бы, выступила с поддержкой протестов…

Алена Не соглашусь с вами. Проблема отношений церкви и государства, этой симфонии восходит к Петру I. До этого в церкви, и правда, было больше свободы. Люди могли высказываться, существовали свои пророки. Но как только эта жуткая симфония между церковью и государством была установлена, с тех пор мы вынуждены нести этот крест. Церковь попросту стала инструментом правителя. Так было и в дореволюционной России, и теперь ее грубо используют в тех же самых целях как инструмент давления. Потому что люди все-таки готовы прислушаться к приходским священникам.

Ведущий Президент Путин публично заявляет, что является приверженцем православия, он носит крест и соблюдает прочие условности. Пол, что вы можете сказать о его религиозности?

Пол Не могу судить об этом. Не пожелал бы быть Владимиром Путиным и иметь ту степень ответственности, которая возложена на него. Я не могу судить. Я знаком с его исповедником, человеком, который принимает его исповедь. И в общем создается впечатление, что это богобоязненный человек.

Алена Не знаю, насколько искренней является религиозность Путина. Я, конечно, не Бог и не могу заглянуть в его сердце, но судя по тому, как он себя ведет, что он демонстрирует… Как так вдруг он стал таким верующим православным? Простите, но я в это просто не верю.

Ведущий Мы говорили все время о православии, поскольку это доминирующее вероисповедание, но есть ведь и другие неправославные сообщества и вовсе другие традиционные верования. Расскажите немного об этом? Насколько разнообразна религиозная жизнь в России?

Джеральдин Как сама Россия огромна, так много в ней различных верований: мусульмане, иудеи, буддисты. История многих сообществ этих верующих насчитывает столетия. Сложно назвать еще одну страну, где все эти течения сосуществуют на протяжении многих веков. Можно также упомянуть все протестантские направления и католиков, причем, как восточного обряда, так и римо-католиков.

Ведущий Какое давление на них оказывается в добавок к тому, что испытывает на себе православная церковь?

Джеральдин Все зависит от того, кто эти верующие. Если их много, и они активны в своем желании распространить веру, они могут столкнуться с противодействием со стороны государства и самой православной церкви.

Ведущий Вы кого имеете в виду?

Джеральдин Особенно это касается евангелических протестантов, свидетелей Иеговы, или поклонников Хари-Кришны.

Майкл На самом деле, я бы хотел сказать о буддистах и иудеях. Они гораздо больше защищены в рамках текущего российского законодательства, а вот протестанты и католики не имеют такой надежной защиты. Некоторым сектам запрещено, по новым законам, осуществлять миссионерскую деятельность любого рода вовсе.

Джеральдин В прошлом году были внесены существенные правки в законы, чтобы ограничить пределы миссионерской деятельности в публичной среде. Что, несомненно, пугает.

Майкл Православным вся эта деятельность разрешена, а протестантам нет.

Джеральдин Вообще любой официальный священнослужитель не подпадает под эти ограничения, и ограничения не затрагивают специально предназначенные для служения молитвенные дома. Впрочем, хотя само слово «православие» не фигурирует в законе, законодательство скорее работает в пользу тех конфессий, которые уже имеют устоявшуюся структуру в России.

Майкл Да, у православия есть еще одно важное преимущество. Существует учебник, который используется в школах для изучения и преподавания истории православной церкви. Больше ни у одной христианской конфессии нет такого преимущества.

Ведущий Насколько проблемы русской церкви отличаются от проблем, с которыми сталкивается церковь на западе?

Пол Могу сказать про опыт своего прихода. Наша община состоит из выходцев из Восточной Европы, и где-то четверть прихода это верующие, перешедшие из других конфессий. Некоторым из нас крайне тяжело быть христианами и исповедовать свою веру в современной Британии. В некотором смысле мы являемся изгоями в собственной стране, не важно, кто мы по происхождению — русские или англичане.

Ведущий В каком смысле?

Пол Думаю, православная вера и ее исповедание находятся в серьезном противоречии с общепринятым либеральным взглядом, который стал доминирующим в Западной Европе. Наш голос противоречит тому голосу, который стал доминирующим. Некоторые вещи, в которые мы верим и стараемся жить по ним, крайне отличаются от этого общепринятого взгляда.

Ведущий По каким вопросам?

Пол Это может касаться даже самых незначительных вещей: мы постимся по средам и пятницам, русский календарь отличается на тринадцать дней, или, к примеру, у нас нет сомнений в вопросе Божественности Христа, нет сомнений в непорочном зачатии, нет сомнений по поводу традиционной структуры брачной жизни. По всем данным вопросам мы придерживаемся традиционных взглядов, которые церковь признавала во все времена. И все это крайне тяжело исповедовать в нашем, довольно секулярном обществе.

Ведущий Как функционирует местная община в России? Какова обычная жизнь общины? Отличается общинная жизнь от нашей?

Джеральдин Зависит от того, где находится такая община. Есть большая разница между общиной в большом городе и деревенским приходом. Дело тут, конечно, не в православии, это просто связано с общей динамикой российского общества. Алена, кажется, сказала, что в больших городах, особенно в Москве, церкви переполнены, приходская жизнь бьет ключем, много молодежи, приходит много новых людей. В таких приходах даже нельзя говорить о какой-то общинной атмосфере, потому что так много людей, что священники не справляются с потоком запросов и просьб. Тогда как в деревнях присходит обратное. Есть много проблем: алкоголизм, бедность, и для священника может быть крайне затруднительно поддерживать общинную жизнь в таких малых приходах.

Алена И так было всегда. Гусев-Оренбругский, автор XIX века много писал о приходах вдали от центра. Они всегда были беднее, им было сложнее выживать.

Джеральдин Не уверена, что все-таки было так мало прихожан. Конечно, они были всегда бедными, но сообщество и крепкая община были всегда. Потому что всегда вокруг церкви жили люди, они были привязаны к этому образу жизни, и все друг друга знали. Пусть они были бедными, но посещаемость храмов до революции была выше, и связи внутри общины были более тесными.

Ведущий Давайте посмотрим в будущее. Религиозные свободы приходят и уходят. Как вам кажется, каково будущее религиозной свободы в России?

Майкл Я всегда был оптимистом с пессимистическим воззрением. Я смотрю с некоторым пессимизмом на текущую ситуацию. Но я не могу поверить, что связь церкви и государства, которая теперь определяет российское общество, сможет просуществовать долгое время. Произойдет всплеск истинного православия, всплеск свободных настроений, русские люди неизбежно захотят стать частью мирового сообщества, а не изолированного государства. И однажды русская православная церковь поможет им в этом предприятии, чего она не способна сделать сейчас.

Алена Церковь преодолеет и эти проблемы. Несмотря на все сложности.

Джеральдин В краткосрочной перспективе я настроена пессимистично в связи с текущим режимом управления. Но в итоге на основании того, что я видела в России, могу сказать, что люди все-таки стремятся к религиозной свободе, именно поэтому Россия содержит в себе такое религиозное богатство. Да, я верю, что в итоге Россия станет религиозно свободной.

Пол Я крайне оптимистичен. Вся эти молодые люди, которые приходят ко Христу, это на самом деле удивительные люди. Они не перестают удивлять меня своей искренней любовью и своей жертвенной жизнью. Именно потому, что они ведут такую жизнь, я оптимистично смотрю на будущее нашей церкви. Что касается религиозной свободы, думаю, она придет сама собой. Мы не должны забывать о влиянии этих 70 лет невероятных гонений в России. Потребуется много времени, еще одно поколение должно смениться, чтобы заживить эти раны.

Читайте также:

Все передачи Роя Дженкинса

Есть вопрос или что-то не понятно? Задайте свой вопрос в комментариях, отвечу в течение 60 сек. 

01-byelorussian-soldiers-kissing-cross1

Вера в России: Один комментарий

  1. Цивилизованная беседа, к сожалению мы не умеем так спокойно и конструктивно вести диалог. Но, не смотря на цивилизованность, они вряд ли смогут понять «этих странных русских». Мы и они как инопланетяне.

Ваш вопрос или комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s