Пост в Новом Завете

Интервью с Ианнуарием Ивлиевым

Ведущая Что говорит священное писание Нового Завета о посте?

Отец Ианнуарий Прежде, чем говорить о посте в Новом Завете, надо вспомнить о посте в ветхозаветной среде, в которой протекала земная жизнь Иисуса Христа. Пост имел три основных составляющих. Во-первых, пост вполне естественный, пост траурный, когда умирает кто-то из близких. Человеку, который провожает его, прощается с ним, и есть-то не хочется, что называется, кусок в горло не лезет. Иногда траурные посты носили общенациональный характер, это были однодневные посты, как правило. Как и в нашем государстве и в любом другом государстве, в траурные дни приспускаются флаги, отменяются увеселительные мероприятия. Это первое качество поста. Второе, это посты, связанные с раскаянием в собственных прегрешениях. Как правило, это были посты жертвы, посты, которыми человек показывает, что он недостоин жить, и просит и у Бога простить ему его прегрешения. Третье, пост иногда использовался для обострения внутреннего религиозного чувства, для обострения ощущения близости Бога, для усиления молитвы. И еще были посты, уже не столь обязательные, а добровольные. Например, особо благочестивые люди, типа фарисеев, постились еще два раза в неделю, по понедельникам и четвергам. Это, конечно, были добровольные посты, хочешь, постись, хочешь, нет. Посты были не такие, как сейчас у нас. Сейчас у нас пост это самоограничение себя в пище, увеселениях. В иудейской среде того времени, как и в современном мусульманстве, это был полный отказ от пищи на протяжении всего дня от восхода до заката солнца. Иногда посты были длительными, мы встречаем, например, сорокодневный пост Моисея, сорокодневный пост Иисуса Христа в пустыне. Это тяжелая нагрузка на организм, когда чувства человека очень сильно обостряются именно к голосу Божию. Почему сорок? Сорок считался сроком очень хорошим, сорок благословен Богом, сорок лет бродили иудеи по пустыне после исхода из Египта, такой символический срок. Вот такие были посты во времена Иисуса Христа.

Мы видим, что Иисус приветствует пост, но в своей нагорной проповеди он указывает на недостаточность чисто внешнего поста. И вообще вся нагорная проповедь призывает к тому, чтобы человек не столько прилагал усилия для внешних благочестивых действий, сколько имел настроение внутреннего благочестия. Вспомним, что Иисус Христос говорит о посте в нагорной проповеди, шестая глава Евангелия от Матфея, а перед этим он говорил о молитве и о милостыне примерно то же самое. «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». То есть пост это дело очень хорошее в принципе, Отец воздаст за него, но только за такой пост, который внутренний, когда человек имеет внутреннее настроение, а не напоказ. «Не поститесь, как лицемеры» — лицемеры, у нас сейчас немного изменился смысл этого слова, мы под лицемерием понимаем двуличие, хотя на самом деле лицемер по-гречески означает актер. То есть не будьте актерами. Актеры могут быть искренними, искренне исполнять свою роль. Мы же не можем сказать, что эти фарисеи, которые постились два раза в неделю, были двуличными, что они были не искренними. Нет, они считали себя праведными и не только сами считали себя праведными, но и стремились показать людям, что они праведные. Они актеры, и они получали свою награду, потому что они вызывали как актеры аплодисменты. Но «милости хочу, а не жертвы», сказано в Библии, поэтому Иисус призывает к тому, чтобы человек не стремился к награде от людей, а стремился к награде от Бога. Поэтому «помажь свою голову, умой свое лицо», то есть покажи, что ты в праздничном состоянии, а не в траурном. «Не помрачай свое лицо» — там ведь по-гречески очень интересное слово, которое означает не «помрачать», а «искажать». Дело в том, что люди для того, чтобы показать, что они постники, вот эти благочестивые фарисеи, иногда мазали свое лицо белой краской и посыпали голову пеплом, и грязь растекалась по лицу, которое делалось грязным и неузнаваемым. Поэтому «не искажай свое лицо до неузнаваемости». Вот такое отношение к посту у Иисуса Христа.

Ведущая В одном месте Евангелия говорится, что ученики Иисуса Христа не постились. Как это объяснить?

Отец Ианнуарий Да, это замечательное место. Вспомним его. Это девятая глава Евангелия от Матфея. «Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы (имеется в виду Иоанн Креститель) и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься». Иоанн Креститель сидел в это время уже в тюрьме, он был отнят от своих учеников, естественно, они постились. Иисус же говорит, что пока Он со Своими учениками, намекая на то, что Он Посланник от Бога. Тут, конечно, возникает мотив свадьбы, Бог в Св. Писании иногда изображается как Жених, а Его народ — невеста. И пока Бог со Своим народом, свадьба. Во время свадьбы у иудеев нельзя было поститься, нельзя было делать ничего, что бы разрушало радость свадебной недели. «Но придут дни, когда отнимется Жених» — Иисус предсказывает Свою смерть, конечно, тогда и будут поститься.

Ведущая В Евангелии от Матфея есть место, где Иисус говорит Своим ученикам, что исцеление, в частности, одержимого от нечистого духа будет происходить только молитвой и постом. Как это объяснить?

Отец Ианнуарий Вообще говоря, мы должны помнить о том, что после дня Пятидесятницы, дня рождения Церкви, раняя христианская Церковь, конечно, восприняла пост из ветхозаветного иудейства, и Новый Завет нам свидетельствует о посте в Церкви. Например, пост перед началом дела, перед крещением Корнилия, он постился, или когда Варнава и Савл отравляются в свое миссионерское путешествие, они в Антиохии постятся. И перед рукоположением принято было поститься, то есть перед началом дела, чтобы Бог благословил. Но в одном месте, правильно вы говорите, в Евангелии в нашем синодальном переводе сказано, это Мф 17:21: был некий отрок, этот мальчик болел лунатической эпилепсией, то есть во время новолуния у него были эпилептические припадки, и его отец хотел обратиться к Иисусу как к известному чудотворцу, чтобы тот исцелил, изгнал беса из ребенка. Вообще, эпилепсия у язычников считалась священным заболеванием, как ни странно, а у иудеев и ранних христиан считалась одержимостью бесами. Поэтому надо было изгнать беса из этого человека, но он не смог найти Иисуса и тогда обратился к ученикам. Но ученики, как ни пытались, не смогли изгнать этого беса, и тогда в дело вступает Иисус, запрещает бесу, и бес вышел из него, отрок исцелился тотчас. «Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас». И дальше добавил: «сей же род изгоняется только молитвою и постом», так сказано в нашем привычном синодальном тексте. Иисус, как мы видим, использует здесь народные поговорки о горчичном зерне и о горе, это известная вещь. Что касается «род сей изгоняется молитвою и постом», — то в самых древних рукописях Евангелия от Матфея этого стиха 17:21 нет. Он был добавлен из Евангелия от Марка, где этот стих есть, но тоже в сокращенном виде: «Сей род изгоняется молитвою». Вы — маловеры, молитесь! Существуют такие ситуации, когда невозможно исцеление, нет у нас таких возможностей и сил, и остается уповать только на Бога, что Он произведет это, обращайтесь к Богу с молитвой, чтобы Бог совершил то, что мы не можем сделать. И пост здесь ни при чем, и в Евангелии от Марка тоже в древних рукописях нет этого поста. «Род сей изгоняется молитвой», пусть ваша вера будет выражена в вашей молитве Богу, в уповании на Бога. Ни в Евангелии от Матфея, ни у апостола Павла, нигде аскетическое упражнение поста не является спасительным само по себе, и в древних рукописях поста нет. Другое дело, что молитва со временем стала очень формальной, как у нас сейчас, вот мы знаем наизусть молитвы какие-то. И более поздним переписчикам этого показалось недостаточно, они добавили еще и пост. Молитву и пост они понимали как аскетическое упражнение, но наша аскеза никого еще не спасала. Постись ты хоть до смерти, ты никого тем самым не спасешь сам. Спасает только Бог, обращайся к Нему с молитвой.

Читайте также:

Все лекции на христианские темы

Есть вопрос или что-то не понятно? Задайте свой вопрос в комментариях, отвечу за 60 сек.

Ваш вопрос или комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s