Первородный грех

Передача на радио Би-Би-Си, ведущий Рой Дженкинс

В наши дни разговор о грехе заставляет верующих и священников почувствовать себя неудобно. Доктрина же первородного греха, восходящего к Эдемскому саду, исчезла со многих церковных кафедр и вовсе. И все же представления о нем оказывали влияние на западный мир на протяжении 15 веков, они повлияли на политику, закон, воспитание детей. Считается даже, что многие далекие от церкви люди испытывают неудобство из-за понимания этого греха. Сегодня мы исследуем вопрос первородного греха с четырьмя гостями. Австралийский писатель Джеймс Бойс находится в Британии для продвижения своей книги «Родившийся плохим: первородный грех и становление западного мышления», преподобная профессор Джоанна Колликатт, англиканский священник и преподаватель психологии и духовности в оксфордском колледже, отец Гаррет Лейшон, руководитель программ религиозного образования для взрослых в католической епархии и астрофизик по образованию, преподобный Джонатан Стифен, директор Единой школы богословия и бывший руководитель сети консервативных евангелических церквей.

Ведущий Первородный грех — термин очень общий, и далеко не все понимают, о чем же идет речь. Что в нем первородного, изначального? Давайте начнем с определения.

Гаррет Первородный грех в двух словах — это статус, который мы наследуем. Мы все понимаем, что такое быть королевских кровей: кто-то из ваших дальних родственников был королем или королевой, и это свойство передается по наследству. И точно так же мы понимаем, что первый человек, который получил возможность отличить добро от зла, совершил ошибку, тем самым совершил первый грех, и люди, родившиеся после, наследовали этот статус.

Джоанна Возможно, я немного по-другому смотрю на этот вопрос. Первородный грех состоит в том, что мы все как люди содержим в себе нечто, что делает нас несовершенными, мы как отдельные люди, и группы людей, и обществе в целом. На самом глубоком уровне — это неверное понимание собственной природы и истинной природы Бога.

Джонатан Соглашусь с Гарретом. Первородный грех исторически определяется как греховные склонности и желания, с которыми мы рождены, и которые являются частью нашей природы. Гаррет упомянул слово наследованы, как будто мы получили его от Адама, но на самом деле, этот грех оказывается нашим собственным.

Джеймс Доктрина первородного греха, как она традиционно понимается в западной церкви, является интерпретацией истории Адама и Евы, истории сотворения мира. Своя  интерпретация возникновения жизни существует в иудейской традиции, у мусульман и христиан. Западная церковь в этом вопросе пошла своим путем, который заключается в том, что каждый без исключения человек после Адама и Евы наследовал грех Адама, и значит, уже рожден виновным, является носителем ущербной человеческой природы. Это в свою очередь объясняет, зачем каждому из нас необходимо спасение во Христе.

Ведущий Хорошо, это само определение. Но скажите, насколько концепция первородного греха все еще оказывает заметное влияние на ваше учение и проповедь?

Джонатан Для меня это все по-прежнему очень важно, я по-прежнему верю в это учение. Это так потому, что вся данная мне власть исходит из Библии, из слова Божьего, и в этом источнике все это есть. Следует понимать, что в нескольких словах история Библии такова: сотворение мира, падение, искупление мира. Такова история, и Бытие 1—3 — это как будто бы оглавление всей последующей Библии. Мое мнение заключается в том, что Благая весть состоит в том, что существует вот этот аспект сотворения мира, что мы созданы по образу Божьему и способны достичь истины и красоты. Однако, мы эта Благая весть уравновешена вестью о грехе этого мера.

Гаррет Я вспоминаю о первородном грехе только во время совершения крещения. Часть католической службы крещения состоит в помазании освященным маслом и молитве, которая выражает, что первородный грех забирается от ребенка. Не думаю, что стоит упоминать про первородный грех в обычной проповеди среди верующих, потому что это не слишком хорошее объяснение тому, почему мы совершаем плохие поступки.

Джоанна В своих проповедях я говорю много о грехе, говорю об истории Адама и Евы, проповедую о том, как церковь понимает эту историю, но все-таки стараюсь не использовать термин первородный грех, потому что некоторые вещи, которые с ним ассоциируются, и сама идея наследования греха не очень понятны и неверно отражают живой человеческий опыт.

Ведущий Джеймс, при подготовке своей книги вы изучали множество источников, что вас поразило?

Джеймс Множество вещей. Несмотря на то, что Гаррет и Джоанна и даже Джонатан в более евангелической традиции все признают это понятие, редкая церковь сегодня готова говорить открыто о первородном грехе. Во многом этот термин пропал из христианского повествования за последние сто лет. Но все-таки само наследие первородного греха остается с нами. Дело тут даже не в том, насколько буквально вы относитесь к истории о сотворении мира Богом, или все-таки для вас это больше удобная аллегория. Истории сотворения мира, которые известны во многих культурах, способным оказывать влияние на общественное сознание, и именно это происходило на протяжении полуторы тысяч лет. Такой опыт быстро не забывается, просто потому что люди перестали верить. В концепции первородного греха заключено особое понимание человеческой природы, и понимание того, что нам необходимо спасение или искупление от собственной человеческой природы просто по той причине, что мы люди. Все это по-прежнему глубоко заложено в нас.

Ведущий Между тем, в православной традиции и в традиции кельтской церкви нет такого понятия.

Джеймс Нет, первородный грех не понимается в этом же смысле. Иногда эти церкви говорят о первородном грехе в другом контексте, как будто о первом грехе, грехе Адама, у нас же в самом догмате первородного греха сказано, что мы наследуем вину. Это очень странное представление: оказывается вина какого-то давнего праотца передается новорожденному ребенку, и как будто Бог продолжает гневаться на этого ребенка по старой памяти. В этом нет особого смысла с разумной точки зрения. Однако именно так в свое время решили объяснить, почему всем, даже новорожденным младенцам и даже самым духовным и добрым людям требуется спасение во Христе. Получается, что идея о первородном грехе более осмысленна с исторической точки зрения, чем с позиции здравого смысла.

Ведущий Само это понятие часто ассоциировалось с сексуальным желанием. Вы полагаете, само понятие все-таки шире?

Гаррет Да, существовал такой миф, который прошел через всю историю западной католической церкви. Миф о том, что делать детей в некотором смысле греховное занятие, и что истинный христианин должен хранить целомудрие. Это представление так и не стало официальным католическим учением, а св. Иоанн-Павел II и вовсе покончил с ним в конце XX века. На самом деле, мы считаем, что рождение детей является добрым, священным занятием, тем, чем и должны заниматься женатые пары.

Ведущий Возможно, представление о первородном грехе — это просто такой способ понять, что значит быть настоящим человеком?

Джоанна Да, я так полагаю. Мы и сами прекрасно понимаем, что как люди мы несовершенны, что мы раз за разом испытываем сложности во взаимоотношениях, общество склонно к состоянию войны друг с другом, а люди — наравне с тем, что могут вести себя прекрасно и самопожертвенно, — еще и ведут себя самым ужасным образом по отношению друг к другу. Христианская вера, впрочем, предлагает ответ на эту проблему. Но все же сама идея первородного греха не лучший способ донести данную проблему. Наша терминология представляется устаревшей, идея наследственности, секса, детей, которые лишены уже от рождения, не лучшим образом подходит под реальную ситуацию, и не апеллирует к людям нашего времени в достаточной степени.

Ведущий Кто-то может утверждать, что первородный грех противоречит морали. Как же я могу быть осужден за состояние, над которым я не имею никакой власти?

Гаррет Не в этом состоит католическая традиция, она не считает первородный грех наказанием за то, что совершил другой человек, наш предок. Такое понимание было бы фундаментально несправедливым. Идея скорее в том, что Бог хотел дать людям дар вечной жизни, чтобы жизнь человека никогда не завершилась на земле. Если бы мы не отказались от этого дара, который Бог нам готов был дать, мы бы остались морально идеальным обществом.

Джонатан Библия дает нам очень глубокое объяснение человеческого состояния. Ап. Павел в Рим. 5 много говорит о том, что Адам — глава, человек, который представляет человечество, и мы все рождены в Адаме, и грех Адама заложен в нас, потому что мы сами — в Адаме.

Ведущий Что это вообще значит?

Джонатан Мы все были буквально в Адаме, и Бог видит человечество как единство и целостность в Адаме. Именно так Библия изображает это. Если кто-то скажет, что это несправедливо, как вы заметили ранее, значит, и Евангелие оказывается абсолютно несправедливым. Ведь когда человек становится христианином, он как бы выходит из Адама — и это классическое богословие Нового Завета — и приходит во Христа. Поэтому и праведность Христа обращена и распространяется на нас самих. Но ведь и это было бы несправедливо, если уж рассуждать по аналогии.

Ведущий Так человек осужден просто за то, что он является человеком?

Джонатан Люди осуждены, потому что в Адаме они являются падшими созданиями. Есть такое выражение, что мы не потому грешники, что грешим, но мы грешим, потому что являемся грешниками. Такова наша природа, в нас заложено это состояние, однако, мы также совершаем грех по своей собственной воле. В теории можно было бы сказать, что нас нельзя осуждать за то, что является природой Адама, но ведь ни один человек еще не остановился на этом. Каждый человек по собственной воле выбрал грех из-за отсутствия связи с Богом.

Ведущий Но не следует ли из этого, что необходимо крестить уже с самого младенчества, как бы ребенок ни умер, и не лишился возможности попасть на Небеса? Есть ли какая-то вещь, от которой обязательно надо очиститься, просто потому что я принадлежу к этому племени Адама?

Джонатан Это очень сложный вопрос. Что происходит с младенцами, если они умирают до крещения? Этот вопрос следует оставить на усмотрение Бога. Мне важно, что говорит Библия, а там нет однозначного ответа по этому вопросу.

Ведущий Но для вас это ведь часть традиции, Гаррет?

Гаррет На протяжении долгого времени в католической церкви в среде простых людей и среди великих богословов были серьезные опасения о том, что произойдет с младенцем, который умер без крещения. Распространенное мнение состояло в том, что они не получают прощения, которое мы обретаем в крещении, и получается, что они не могут отправиться на Небо? Поэтому возникла необходимость создания искусственного пространства, расположенного вне рая. Но папа Бенедикт XVI собрал видных богословов с целью внимательного изучения отношения церкви к этому вопросу на протяжении веков, и в 2007 было решено, что ничто не препятствует католикам верить, что вероятно, души некрещеных детей окажутся на Небе в любом случае. По причине того, что Бог любит всех, и Христос конкретно сказал, все дети придите ко Мне.

Ведущий Джоанна, скажите как психолог, мы уже рождены с пониманием собственной ограниченности, или узнаем об этом из нашей культуры?

Джоанна Думаю, в нас заложена сама склонность, греховный характер человеческой природы, мы склонны сомневаться в собственной значимости, в том, что нас можно полюбить, потому что не готовы поверить в то, что мир есть благое место и не верим в Бога, Который любит нас. Очень легко перенести это на себя и считать себя ничего нестоящим. У нас есть такая врожденная склонность, и некоторые из нас в течение жизни развивают в себе это черту больше, чем прочие люди. Но я бы еще хотела сказать, что Иисус ходил по Галилее и распространял Благую весть, а не «страшную весть». И Благая весть Божьего Царства состоит в том, что люди любимы и люди ценны. Меня беспокоит в доктрине первородного греха как раз то, что она полностью противоположна этой Благой вести. Иисус никогда не говорит о том, что Божественный гнев направлен против отдельных людей, и особенно в отношении детей Он говорит, дайте им прийти ко Мне. Но он не говорит о том, что есть какие-то специальные пространства вне рая, и что сначала людям нужно обрести прощение.

Джонатан Несколько искаженный выбор цитат Иисуса из Нового Завета. Он много говорит о грехе, например, что если вы все не покаетесь, вы будете подвержены осуждению.

Джоанна Я не сказала, что он Ничего не говорил о грехе, я сказала, что Он ничего не говорит о гневе.

Джеймс Важно сказать, что доктрина первородного греха не содержится в Библии. Это все-таки интерпретация. Даже св. Павел не говорит об этом. В Библии, определенно, содержатся некие намеки, но сама доктрина не сформулирована до начала V века.

Гаррет Многие доктрины были сформированы спустя века, но это не значит, что они не содержатся в Библии.

Джеймс Да, я просто хочу сказать, что не все, кто почитают Библию, признают первородный грех. Эта идея, которая всегда находила противников, и находит по сей день. Сама же доктрина существовала в католической церкви и в протестантских церквях и оказала прямое влияние на жизнь многих людей. Она попадала много страданий. Вспомним родителей, которые считали, что их ребенок окажется в аду, если его не облить водой и не произнести над ним нужные слова. В доктрине первородного греха, конечно же, содержится и величающая мудрость, но есть еще и вот такая спорная история вопроса.

Ведущий Джоанна, как психолог и священник, почему вы считаете, что учение о первородном грехе нанесло вред и каким образом?

Джоанна Очень легко неправильно понять природу первородного греха и сделать переход к тому, что собственное спасение еще надо заслужить. Все это противоречит тому, что на самом деле любовь Бога к нам является безусловной. Иисус уже покончил с грехом Собственной смертью и воскресением. Человеку тяжело принять такую безусловную жертву. На протяжении истории церкви мы постоянно встречаем примеры действий и доктрин, которые были искусственно сооружены, потому что люди не могут найти в себе силы довериться милости Божьей. Мы по своей природе подозрительны в отношении Бога и себя самих. Думаю, это часть нашей падшей природы, и по иронии это часть того — если использовать представления о первородном грехе, — что он делает с нами.

Ведущий Но это не только относится к людям, которые выросли в религиозных семьях? Многие люди не способны доверять.

Джоанна Конечно. И я думаю, что Благая весть Евангелия состоит в приглашении развернуться и поверить тому, что у Бога все под контролем, и Бог может разрешить плохие, очень плохие ситуации. Говоря как психолог, хочу заметить, что кажется, есть что-то в человеческой природе, что притягивает нас ко всему негативному, а не к положительному. Возможно, дело в нашей эволюции. Мы всюду видим опасность, мы не готовы доверять незнакомцам, мы всегда начеку. Такова наша отправная точка. И именно эта причина встает на пути принятия Божьей любви к нам и к Его приглашения к святости жизни.

Ведущий Мы часто слышим о людях, которые страдают от католического чувства вины. Возможно, его еще можно назвать кальвинистским чувством вины. Это все оказывает влияние на нашу способность ответить на Божественную любовь. Иногда кажется, что такое представление людям навязано культурой и церковью. Это оправданная критика?

Гаррет Да, в том же смысле, что известные миссионеры из Ирландии XX века запугивали нас адским огнем и прочими проклятиями. Однако, подобный подход запугивания не является слишком продуктивным. Невозможно запугать людей до того, чтобы они полюбили Бога, потому что любовь устроена не так.

Джонатан И все же чувство вины важно. Плохо, если мы поступаем не по правде и даже не чувствуем, что делаем что-то не так. Если человека судят за совершенное преступление, а он не демонстрирует раскаяния, не испытывает чувства вины, наказание может быть увеличено. И все признают, что это правильно. Думаю, мы как раз должны ощущать вину, если что-то не так. Это часть здоровой реакции, которую можно благодаря Евангелию найти в Христе.

Джеймс В доктрине первородного греха интересно то, что она отделила мораль от действия. Думаю, все согласны с тем, что ты виновен в своих проступках. Новым в представлениях о первородном грехе стало то, что можно оказаться виновным, что Бог может быть зол на вас за действие, которое вы вовсе не совершали. Эта вина как будто просто наследуется, потому что вы человек, мы получаем ее вместе с человеческой природой. В этом состоит проблема с виной, которая появляется в отрыве от наших действий или поступков.
Джоанна Думаю, что важно сказать о концепции стыда в этом контексте. Есть различие между виной и стыдом. Считаю, что доктрина первородного греха все-таки опосредованно касается стыда. Вина за совершенную ошибку — это нормально. Но стыд просто за то, кем вы являетесь, — это уже разрушительно, и именно от этого мы освобождены во Христе.

Ведущий Насколько важна вера в падшую природа человека — как это подчеркивает первородный грех — для возникновения здоровой политической среды?

Джеймс В моей книге есть глава про американскую конституцию, и концепция первородного греха стала основополагающей при формировании новой республики. Конституция была сформирована пуританскими настояниями, и идея первородного греха лежала в их основе. Интересно, что первородный грех был тесно связан с формированием демократии на заре реформации. Всеобщее равенство следует из духовного равенства, потому что каждый человек — грешник. Вдруг оказывается, что даже король является грешником, а Мартин Лютер говорил, что папа такой же грешник, как и крестьянка. Американец, стремящийся к демократии, понимал, что король был таким же грешником, как и рабочий. Пусть такое понимание духовного равенства не вело напрямую к политическому равенству, это был важный первый шаг в сторону выстраивания истинной духовной иерархи в глазах Бога. Первородный грех закладывает основу для солидарности грешников.

Ведущий Предположу, все человеческое законодательство основано на том, что человек склонен к греху, что люди делали плохие вещи.

Гаррет Библия говорит, что первый человек не был затронут первородным грехом и все-таки сделал неверный выбор.

Джонатан Позвольте вернуться к книге Джеймса. Оказывается, остатки концепции первородного греха все еще бессознательно контролируют секулярное мышление. Это особенно заметно на примере работ таких мыслителей, как Ричард Докинз, Зигмунд Фрейд, Адам Смит. Это все люди, которые не были христианами, но и не отрицали христианство полностью, и даже на них оказало влияние концепция первородного греха. Интересно: дело здесь в том, что западные мыслители так и не смогли избавиться от влияния этого учения? Библия учит, что есть коллективное общее сознание, и именно оно позволяет нам понять, что мы далеко не достигаем своего человеческого потенциала. Мы всегда стремимся к чему-то лучшему и боимся того, что уже совершили, это беспокоит нас. Но в целом все религии и философии пытаются диагностировать это состояние и найти решение проблемы, с которой мы сталкиваемся. Думаю, даже философские течения, которые игнорируют концепцию греха или сводят ее к минимуму, или даже отрицают ее, все же пытаются решить тот же самый вопрос.

Ведущий В богословии есть свои модные течения, и мода на концепцию первородного греха долго не проходила. Думаете ли вы, что первородный грех уже пора оставить позади?

Джеймс Думаю, доктрину первородного греха как формального церковного учения пора оставить позади. Гаррет прав, что католическая церковь уже сделала шаг в этом направлении, хотя она полностью и не ушла от этой концепции. Все еще есть некоторая неопределенность в том, что же будет с некрещеными детьми. Мне же самому ближе мудрость, содержащаяся в традиции первородного греха, которая состоит в признании хрупкости, ограниченности человеческой природы. Доктрина первородного греха может даже оказаться полезной, поскольку всем людям без исключения приходится через это пройти. Первородный грех есть признание человеческого несовершенства, признание человеческой ограниченности, мы надеемся на Божью благодать в вопросах спасения, а не на собственное усилие. Это очень важная часть данной традиции.

Ведущий Так есть ли будущее у этой концепции?

Джонатан Нельзя от нее отказаться, если вы верите Библии. Потому что Библия говорит в основном о спасении, Небесах и аде, а не только о милой помощи от Христа, которая поможет нам продраться через все трудности и достичь спасения от греха.

Гаррет Библия говорит, что мы все согрешили в Адаме и спасены во Христе. Но в XXI веке особой пользы в концепции первородного греха уже нет.

Джоанна Согласен, что концепция уже не подходит для XXI века, но странным образом, она психологически очень удобно для людей, поэтому просуществует еще.

Все передачи Роя Дженкинса

Есть вопрос или что-то не понятно? Задайте свой вопрос в комментариях, отвечу за 60 сек.

12th-century_unknown_painters_-_creation_adam_and_the_original_sin_-_wga19757

Ваш вопрос или комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s