Давид и Голиаф

Передача на радио Би-Би-Си, ведущая Одри Карвилл

Победа, которую никто не мог предсказать и которая дорога обошлась букмекерам, — «Лестер-Сити» вопреки всем ожиданиям стал чемпионом Англии по футболу. Многие сравнили эту победу с битвой Давида и величественного Голиафа. Однако насколько хорошо мы знаем эту легендарную историю и ее место в Библии? Я обсудила эту тему с Крисом Олдфилом из Королевского колледжа и попросила его вернуть нас к истокам этой истории.

Крис Многие воспринимают эту историю просто, как повесть о том, как слабый противник сразился с великаном и победил, именно так «Лестер-Сити» сумел побороть чемпионов. Но, вы правы, на самом деле, это история произошла в определенном контексте. Это было  3 тыс. лет назад в долине Шефала, вдали от береговой зоной Израиля, где сейчас находится Тель-Авив. Это регион между побережьем и горами, где орды мародеров атаковали горные селения, осаждали их и угрожали захватом. И вот перед нами разворачивается как раз такая история. В роли нападающих — племя с Крита, филистимляне. Если вы смотрели фильм «300 спартанцев», сможете примерно представить себе, как это могло выглядеть. Они пришли с побережья, и израильтяне, конечно же, были напуганы этим захватчиками. Израильтяне, этот небольшой народ, царство Израиля всегда мечтали обрести лидера, который мог бы защитить их, им нужен был большой человек с широкими плечами. И они нашли его, им стал Саул, они сделали его царем.

Одри Но Саул не был готов сражаться с Голиафом?

Крис Вовсе нет. Можете себе представить эту картину: приходит племя с побережья, в долину для битвы никто спускаться не готов, потому что там можно потерпеть поражение. Поэтому возникает такое противостояние лагерей продолжительностью три недели. Все это время горное поселение находится в осаде. Существует же традиция решения исхода битвы через битву двух представителей. По прошествии трех недель филистимляне отправляют на бой свой лидера. На арену выходит великан, он бросает вызов Израилю — «иди на меня». На нем бронзовый шлем, тяжелые доспехи, тяжелое вооружение. На ремне меч, копье на спине. И естественно, все в израильском лагере перепуганы этим гигантом, никто не готов сражаться с ним.

Одри Откуда появляется Давид?

Крис Интересная вещь: вместе с тем, как народ Израиля хотел обрести сильного лидера, какой был у других народов и племен, пророческая традиция утверждает, что Бог действует совсем не так. Бог не доверяет Свое дело большим и сильным парням. Тут выясняется, что есть такой Давид, что по-еврейски означает «возлюбленный». Пророчество выбирает того, кто нравится Богу, и это самый невероятный выбор для Израиля, потому что это никакой не силач, простой мальчик. Он вдруг выступает вперед и говорит, что может противостоять великану. Саул у него спрашивает, не сошел ли он с ума. Он же возражает, что всегда был пастухом и что умеет защитить свое стадо от волков, он умеет позаботиться о своих овцах.

Он берет на битву небольшую пращу — но это вовсе не игрушка, как может показаться. В древние времена было три типа войск: тяжелая пехота (как Голиаф), кавалерия на конницах и в колесницах и артиллерия. Так вот, часть артиллерии — это как раз войны с пращой. На самом деле, это снайперы. Давид выходит в долину со своим оружием, сделанным из кожи, раскручивает его до 35 оборотов в минуту и запускает камень в соперника. Говорят, что опытные войны могли сбить птицу в полете, оружие обладало исключительной меткостью. Дальность броска составляла до 100 метров. По оценкам ученых, с учетом веса снаряда, удар такого камня был эквивалентен выстрелу из 45 мм ружья. Давид спускается с гор, убивает камнем этого великана, попадая ему между глаз, подходит к нему, забирает его собственное оружие — оружие этого тирана, тот меч, который всех приводил в ужас, — и убивает уже поверженного соперника. Филистимляне бегут.

Одри Обычно говорят, что все что было у Давида, это праща. На самом же деле, это мощное оружие. Так как Голиаф был пехотинцем, возможно, он готовился к поединку на мечах?

Крис Кажется, именно так. Есть странный комментарий о том, что Голиафа на поле выводит сопровождающий. Как будто он так тяжело нагружен, что ему нужен помощник. Затем он кричит: «Иди ко мне, чтобы я скормил твою плоть птицам». Создается впечатление, что он не очень хорошо передвигается. Зачем Давиду идти к нему, возможно, затем, что Голиаф не может дойти до него сам? Мало того, что он плохо передвигается, еще возможно, он не очень хорошо видит. Это, конечно же, все наши догадки, но он говорит Давиду: разве я собака, что ты идешь на меня с палками. Однако у Давида нет палок, у него только праща и возможно еще посох. Врачи утверждают, что если Голиаф страдал гигантизмом, существует состояние, свойственное гигантам, которое называется акромегалия, оно приводит к избыточному давлению на зрение. Возможно, именно поэтому он не может хорошо видеть.

Одри Можно ли утверждать, что мы использовали легенду о Давиде и Голиафе не совсем по назначению на протяжении столетий?

Крис Очень часто мы пересказываем библейские истории и думаем использовать Библию как некий моральный кодекс, книгу, которую надо расшифровать в поиске моральных норм. Кто ваши гиганты, кого вам надо победить, в кого надо бросить камнем? Каждый раз когда мы хотим найти себя в этой истории, мы конечно видим себя на месте героя. Никто не скажет про себя, что он Голиаф, все видят себя Давидом. Но я-то думаю, что здесь гораздо более глубокая мораль заложена. Есть вот такой невероятный помазанник, некий крестьянин-пастух из Вифлеема. Он вдруг появляется на сцене и говорит, что может победить этого тирана, может спасти страну от ее страхов…

Я не воспринимаю Библию как кодекс моральных правил, скорее, для меня это музыка. Если прислушиваться к различным темам, их можно расслышать в Библии вновь и вновь. Рекапитуляция — большой богословский термин, который попросту означает, что история повторяется снова. Если обратить внимание на эти постоянно повторяющееся темы, они набирают силу, как части симфонии, которая стремится к своей развязке. И вот позже в этой истории появляется фигура другого Крестьянина, Который называет Себя Пастырем. Он живет в Израиле, над которым нависла угроза со стороны другого гиганта — Ирода. Если вы прислушаетесь к этой фоновой музыке, она для вас может прозвучать оглушающе, когда речь заходит вновь о Сыне Давида. В образе Христа наша старая тема повторяется вновь, Иисус выступает против тирана, Он выступает против самой смерти. В ночь Своей смерти Он говорит ученикам: знаю, что вы думаете, что вам нужен силач, нужен царь, как и всем другим народам, но это оставит вас в стороне, как история оставила в стороне Голиафа.

История Давида и Иисуса, история Нового Завета состоит в том, что Бог превращает царство Израиля, которое оказалось в беде при Стуле, в царство Давида, в царство того, кого Он действительно любит.

Все статьи в разделе Мнения

Есть вопрос, или что-то не понятно? Давайте обсудим! Оставьте свой комментарий или задайте вопрос.

guillaime_courtois_-_david_and_goliath_-_google_art_project

Ваш вопрос или комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s