Явления Богородицы

Передача на радио Би-Би-Си, ведущий ведущий Эрни Ри

Дева Мария много раз являлась людям. Многие явления произошли задолго до середины XVIII века, но и с тех пор Она являлась в Лурде на юго-западе Франции, в Фатиме в Португалии, в Норке в Ирландии и во многих других местах. Ватикан официально признал всего лишь несколько подобных явлений и в данный момент размышляет еще над некоторыми современными случаями. Например, не пределен статус явлений в Меджугорье в Боснии и Герцеговине, которые начались в 1981 и продолжаются до нашего времени. Что же такое явления Богородицы? Как их можно объяснить? Есть ли у них общие черты? И почему они столь часты в наше, казалось бы, нерелигиозное время? Со мной феномен явлений обсуждают сэр Джон Тейвис, журналист, специализирующийся на Ватикане, автор книги «Пророчества Ватикана», профессор Крис Мондер, старший преподаватель богословия в Университете Святого Иоанна в Йорке и автор книги «Богородица всего мира», и профессор Сара Босс, директор университетского центра изучения Богородицы.

Ведущий Крис, пожалуйста, определите, что вы понимаете под явлениями.

Крис Явление — это когда человек утверждает, что видел образ, который кажется ему реальным, но он и сам понимает, что это не так. Некое трехмерное видение, возможно, фигура парит над землей, то появляется, то пропадает и может быть окружена удивительным свечением. То есть налицо некоторые признаки, которые заставляют задуматься, что ты встретил не обычного человека.

Сара Интересно, что раньше люди часто не проводили различия между явлениями наяву и во сне. Сейчас же многие полагают, что только явления наяву представляют особый интерес. Однако, в средневековых рассказах даже не уточняется, о каком именно видении идет речь. Людей тогда больше интересовало, что значит это явление, а не природа этого феномена.

Джон Скептицизм является частью журнализма, и есть, конечно, здоровая доля скептицизма, когда слышишь любые рассказы о явлениях. Думаю, большинство католических экспертов скажут вам, что речь скорее идет о чудесном восприятии, а не о реальном физическом присутствии Богородицы или других святых. Идея состоит в том, что посредством особой благодати Мария принимает форму, которую можно наблюдать или ощущать. Может, это и вовсе какие-то звуки, необязательно нужно видеть живой образ. И всегда такие явления происходят неожиданно, явления наблюдают люди, которые вовсе и не стремятся к религиозным вершинам. Часто речь идет о совсем простых людях, которые и не представляли, что это может произойти с ними.

Ведущий Как далеко в истории мы можем отследить явления Богородицы?

Крис Испанская Сарагоса считается местом, где Мария явилась впервые в I веке. Мы можем, конечно, поставить дату под сомнение. Однако, уже где-то с IV века есть зарегистрированные случаи явлений Марии.

Ведущий Очень много явлений произошли в последнее время, тем не менее…

Джон В средние века такие случаи не получали международную огласку и скорее оставались местным феноменом. Большинство из таких случаев даже не доходили до сведения церковных властей в Риме. В XVIII и XIX веках мы как будто заново открыли для себя феномен явлений Богородицы. Все это было поддержано развитием паломничества, и таким образом известны явления во Франции в XVIII веке, которые получили признание даже на уровне Ватикана. И это само по себе оказало влияния на огласку последующих явлений Богородицы.

Ведущий Самым известным местом, где Она передала слово Божье миру, стал Лурд. Расскажите, что там произошло.

Сара В 1858 году в небольшом городе на юге французских Пиренеев Лурд 13-летняя девушка Бернадетта Субиру рассказала о целом ряде видений, явлений женской фигуры в гроте над рекой. Это видение сказало ей: «Я есть непорочное зачатие». Интересно, что события произошли через четыре года после того, как папа Пий IX провозгласил догмат о непорочном зачатии, который утверждает, что Дева Мария была зачата без первородного греха. Таким образом Мария как будто определяла Себя, ассоциировала Себя с этим учением в явлении в Лурде. Затем Она указала Бернадетте место под землей, где девочка нашла источник, который, как оказалось, имеет целебные свойства. В итоге церковные власти решили признать эти явления, и на этом месте возникло святилище, куда люди приходят как правило за исцелением, но и для духовного обновления.

Ведущий И второе наиболее известное явление произошло в Фатиме. Расскажите, что там произошло.

Джон Дело происходило в 1917 году в период первой мировой. Трое детей, пасших овец в пригороде, увидели вспышку, как будто молнию в небе, и женскую фигуру в белой одежде вверху. Фигура сказала, что явилась с Небес и попросила детей пострадать ради обращения грешников. Она пообещала являться 13 числа каждого месяца на протяжении полугода. Можно представить, как быстро распространились слухи по округе. Около полусотни человек пришли в через месяц. И с каждым явлением толпа интересующихся росла. 13 октября десятки тысяч людей засвидетельствовали то, что они назвали солнечным чудом. Солнце как будто перемещалось по небу, и это был как раз тот знак, который обещала Мария детям.

Ведущий Крис, должно ведь существовать естественное объяснение подобному движению солнца?

Крис Если такая причина и существует, не думаю, что она была установлена. Некоторые люди пытались предложить объяснение с помощью атмосферного феномена. Но интересно же еще и то, что дети предсказали это чудо заранее. Даже если это и был необычный атмосферный феномен, чудом уже было то, что он происходил именно в тот день и час.

Ведущий Эти случаи имеют общие черты. Как правило, речь идет о детях из бедных семей, живущих в неблагополучных областях.

Джон Верно. История явлений тесно связана с опытом людей, которые не очень-то образованы, самых простых людей. Если поговорить с экспертами в Ватикане, они скажут, что именно эти признаки говорят в пользу того, что явления — настоящие.

Сара Пусть большая часть официально признанных явлений действительно связана с молодыми и бедными людьми, есть множество свидетельство того, что Богородица являлась взрослым, хорошо образованным людям, часто мужчинам. Такое впечатление, что просто церковная система признания явлений отфильтровывает их именно таким специфичным образом, что остаются только случаи с детьми.

Джон Да, Сара, думаю, вы правы. Однако, одна из проблем, с которой я столкнулся в своем исследовании для книги, состоит в том, что не существует централизованной статистики для подобных случаев, по крайней мере, в католической церкви. В Ватикане, знаете ли, нет департамента сверхъестественного. Он даже не отслеживает эти события, не существует официального списка явлений Богородицы. Если сейчас спросить в Ватикане, сколько признанных явлений Марии было, каждый даст вам свой собственный ответ. Вот нет официального списка — и все. Статус у явлений тоже разный: одни могут быть признаны на уровне Ватикана (таких случаев около десятка), другие признаны на уровне традиции (таких еще около двадцати), третьи — местными епископами, как произошло в США около шести лет назад. Епископу тогда даже не пришлось спрашивать разрешения, ему не требовалось никакое согласование с Ватиканом.

Ведущий Да, и вообще-то, сотни местных явлений известны по всему миру. Крис, расскажите историю самого последнего и, возможно, наиболее спорного явления.

Крис Явления в Меджигорье начались 21 июня 1981 года, то есть совсем в недавней истории. Видевшие явления до сих пор живы. Сначала две девочки увидели фигуру, которую они сами определили как Матерь Божия. К ним присоединились и другие подростки, таким образом, свидетелей посланий стало шесть. И эти дети видят Мадонну довольно регулярно. Большие толпы собирались вокруг них с самого начала, но уже через неделю священник-францисканец того прихода решил взять ситуацию в свои руки и предложил видевшим переместиться в приходскую церковь. С этого момента явления удалось взять под своеобразный «контроль», лучше организовать, теперь они происходят в определенное время дня и именно в здании церкви. Настоящий скандал случился после того, как епископ этой области решил, что францисканцы используют явления во вред авторитету его власти. Это долгая история, но епископ в итоге стал противником чуда в Меджугорье.

Ведущий Не стоит забывать еще и про особые обстоятельства: балканская война и хорватский национализм. Все это ставит ставит Меджугорье в центре конфликтной ситуации.

Джон Этот народ стал свидетелем великого страдания, были кровопролитные сражения между этническими группами. Кстати, многие паломники с удивлением отмечали, что ежедневные послания Марии как раз никак не были связаны с войной. Более того, они были таинственным образом отстранены от войны. Однажды Она дожа назвала Меджугорье оазисом мира. Как будто существует какой-то магический пузырь, и живущим в нем не следовало обращать внимание на творившееся вокруг страдание.

Ведущий Ватикан, кажется, сейчас рассматривает свидетельства о Меджугорье, чтобы определить свою официальную позицию. Какие для этого есть критерии?

Сара Существует длинный список критериев, который базируется на практике XVIII века для определения подлинности явления. Это например, такие вещи, как характер видевшего, его надежность, можно ли доверять источнику. Духовные плоды: смогли ли изменить свою жизнь сами видевшие или те люди, которые сталкиваются с видениями, стали ли они лучшими христианами в результате. Или такой критерий: существует ли естественная причина, медицинское или научное объяснение феномену? Интересно, что именно этому критерию исследовательские комиссии, организованные местным епископом, придают наибольший вес обычно. Я же полагаю, что уже давно следует выйти за пределы критериев, которые являются доминирующими при принятии решений сейчас, и чаще задаваться вопросом, каковы духовные плоды этих явлений. Зачем нужны все эти скучные технические вопросы?

Ведущий Есть одна важная проблема, которая отличает Меджугорье от Лурда и Фатимы, поскольку сообщения продолжаются, и видевшие до сих пор живы. Если Ватикан вдруг признает эти видения, может возникнуть ситуация, при которой, скажем, через десять лет свидетели скажут что-нибудь такое, с чем Ватикан не будет согласен. Вот тогда-то и начнутся настоящие проблемы.

Джон Этого очень боятся ватиканские чиновники, которые собрали международную комиссию, проработавшую четыре года. Ее результаты были представлены более года назад, и прямо сейчас мы ждем вердикта папы Франциска. Впрочем, по моей информации, некоторые участники комиссии перестали приходить на заседания уже давно, потому что считают, что нет никакой возможности принять решение по поводу явлений, которые происходят в настоящее время. Как сказал один из чиновников Ватикана: положим, мы сегодня признаем, что эти явления носят сверхъестественный характер. А что если завтра Мария «сообщит» какую-нибудь ересь? Тогда мы в беде.

Ведущий Между тем, видевшие путешествуют по всему миру, они уже распространяют эту весть повсюду.

Джон В некотором смысле, все происходящее дирижируется францисканскими монахами, и опасения нарастают особенно после того, как некоторые свидетели «вместе со своими видениями» отправились в мировое турне. Явление Марии, собственно, становится частью их выступления в любом городе и в любое время.

Интервью с профессором медицины по поводу святого источника в Лурде

Ведущий Сара, что думаете об этом интервью?

Сара Меня немного беспокоит, что решение о действительности чуда принимается с помощью медицинского освидетельствования и при помощи использования научной фактической базы. Все-таки мы уже обладаем гигантскими знаниями о человеческом мозге и теле, и ученым и врачам все сложнее не найти то или иное медицинское объяснение очевидному исцелению. Я бы хотела сфокусировать внимание на том факте, что вне зависимости от того, что говорят врачи, люди чувствуют себя лучше и переживают полное изменение качества своей жизни после исцеления.

Крис Мне известны случаи, в которых даже само признание человеком болезни, которая не может быть излечима, уже становится преображением и исцелением. Помню историю одного игрока в регби, у которого была сломана нога, он был частично парализован, и после посещения Лурда он пришел к духовному пониманию своего состояния и своей ситуации. Он не был исцелен физически, но получил духовную помощь на своем непростом жизненном пути.

Джон Однажды мне довелось общаться с иезуитом, профессором в области психологии, который бывал в Лурде. Он всегда был скептически настроен в отношении святого источника, не понимая, почему дети с нарушением умственного развития не могут там получить исцеление. Этот вопрос беспокоил его на протяжении всей жизни. Он отправился в Лурд и там увидел девочку, которая была очевидно больна, ходила почти с пеной у рта, раскачивалась. Он все задавался вопросом: почему она не получает исцеление? В этот момент он увидел мать этой девочки, которая подошла, обняла ее, подняла и унесла. Священник сказал, что в этот момент он понял, что это и был ответ на вопрос его жизни. Есть чудеса в обычном понимании, и существуют чудеса вот такого рода. Он не мог спокойно смотреть на эту девочку даже в течение минуты — и вот рядом была мать девочки, которая любила ее в течение всей жизни. Иногда именного такое глубокое понимание к людям приходит в Лурде, и порой это происходит только там.

Ведущий Мне кажется, Франциску нравится Лурд, а вот Меджугорье — нет. Как вы думаете, каково его личное отношение к тому, что происходит в Меджугорье?

Джон Папа Франциск предельно ясно выразился по этому поводу, по поводу отношения верующих к Меджугорью. Он сказал, что нам не следует искать сверхъестественных знаков, и что нет никакой необходимости верить в то, что Мария является каждый день и отправляет послания каждый день в четыре часа, как почтальон. Эти слова, конечно, пришлись не по душе в самом Меджугорье, потому что там-то как раз искренне верят в то, что Мария отправляет это послание каждый день. Папа и в других случаях заявлял, что люди, которые пребывают в постоянном поиске только лишь сверхъестественных знаков, идут своим путем, у них в сердце уже нет места для подлинного христианства. Папа действительно опасается за тех католиков, которые избыточно увлечены этими явлениями, охотой за знаками от Марии или других святых.

Ведущий Есть ли психологическая или социологическая причина для такого поведения?

Джон Думаю, вы получите разные ответы от разных экспертов. Даже в эпоху, в которую очевидно доминирование научного обоснование всего. Штука в том, что многие люди, включая христиан, католиков, не вполне удовлетворены этими научными объяснениями по поводу и без. Люди ищут нечто такое, что имеет прямое отношение к ним сами.

Сара Мы живем в обществе, в котором духовные практики исключены из общественного пространства. Мы живем в нерелигиозном мире, и проявление духовного опыта встречается крайне редко. Думаю, многим из нас не достает духовной зрелости, Как будто наше духовное развитие ограничено или выключено. Люди стремятся к этому, у них дикий голод в отношении духовного развития, и они хватаются за всякое проявление духовного. Совсем неудивительно, что люди хотят отправиться в эти святые места и получить долю духовности, которой им так не хватает. Нам еще нужно научиться жить таким образом, чтобы духовная жизнь была интегрирована в обычную жизнь, чтобы у нас был неискаженный взгляд на подобные вопросы.

Ведущий Следует заметить, что споры вокруг Меджугорья разделяют и самих католиков. Епископ местной епархии заявил, что все свидетели явлений — обманщики.

Крис Да, и это один из негативных факторов. Когда католики разделяются в этих вопросах, это мешает правильному объяснению явлений. Соглашусь с вами. Однако, считаю, что эти святыни переживут споры вокруг себя. Например, в истории известных случаи, когда за святые места сражались то националисты, то роялисты, то республиканцы. Возможно, что Меджугорье переживет эти проблемы и когда-нибудь станет святым местом, а люди забудут про хорватский национализм и про споры францисканцев с епископом. Время покажет, но уже сейчас существует гигантская поддержка Меджугорья в среде простых людей. Думаю, поэтому тяжело игнорировать этот феномен, и уж, конечно, нельзя его замолчать.

Ведущий Что Ватикану делать с Меджугорьем? С одной стороны, он не готов обескуражить верующих, но и не готов официально признать это чудо.

Джон Я слышал, что Меджугорье называют худшим примером управления для Ватикана. Ватикан обычно занимает такую позицию в отношении явлений: давайте все само встанет на места, давайте не будем говорить об этом. Возможно, это где-то и сработает, но не в Меджугорье, потому что эти явления, как говорят, продолжаются уже на протяжении 35 лет. Таким образом, католики и другие христиане уже проголосовали ногами, миллионы людей посетили Меджугорье. Сейчас нельзя просто отправить ватиканскую комиссию, принять вердикт, что нет, мол, мы решили, что здесь не происходит ничего сверхъестественного. Подобное решение сильно огорчит и обескуражит многих людей, а ведь они и правда живут в тяжелых условиях. Если поговорить с чиновниками из Ватикана, вы сразу услышите в их голосое сомнения по поводу возможного неповиновения верующих. Францисканские монахи уже отказались подчиниться местному епископу, а Мария как будто бы встала на сторону францисканцев. Один чиновник в Ватикане заметил, что пусть у Марии и нет степени в каноническом праве, но Она по меньшей мере должна понимать церковные правила. (Смеются). Согласен, Ватикан оказался в сложных условиях. Думаю, еще и поэтому возникла задержка в вынесении официального решения. Папа Франциск сказал в прошлом июне, что решение будет принято скоро. Однако, понятно, что на языке Ватикана «скоро» может означать вообще что угодно.

Ведущий Что делать Ватикану с Меджугорьем?

Сара Думаю, лучше всего отложить принятие решения по поводу явлений и признать, что само по себе это святое место имеет культ поклонения Богородице, который имеет смысл поддерживать. Это место уже стало святым для обычных католиков.

Крис Не думаю, что можно сейчас признать явления, но считаю, что можно признать Меджугорье местом паломничества и особого поклонения. Истории известны подобные решения, например, в Германии, где епархии признавали святость места, а сами явления — нет.

Джон Вот мое предсказание. Думаю, Ватикан будет избегать однозначного решения по поводу сверхъестественной природы этих явлений. Думаю, он попробует удалить свидетелей явлений из публичного пространства, от прямого контакта с паломниками. Они даже могут забрать эту церковь из-под непосредственного управления епископа и францисканцев. Думаю, им бы хотелось избавиться от любых элементов конфликта в этом сложном вопросе.

Ведущий Джон, как же они могут это сделать? Как можно спрятать свидетелей?

Джон Невозможно их убрать, но Ватикан может установить некоторые правила и попросить свидетелей ни с кем не обсуждать явления как реальное событие. Рим уже пытался уговорить одного из свидетелей не отправляться в турне и не делать представление из явления. К тому же, сейчас в Меджугорье не меньше двух свидетелей постоянно встречаются с паломниками. Считаю, что Ватикан по крайней мере постарается объяснить, что подобные встречи нежелательны.

Читайте также:

Все статьи в разделе Чудеса

Есть вопрос или что-то не понятно? Задайте свой вопрос в комментариях, отвечу за 60 сек.

347306-virgin-mary-apparition

Ваш вопрос или комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s