Геноцид армян

Передача на радио Би-Би-Си Уэльс, ведущий Рой Дженкинс

В этом месяце наступает столетие трагедии, которая по сей день является одной из самой горячо обсуждаемых тем первой мировой войны. В том, что стало известно как геноцид армян, по меньшей мере один миллион человек были зачищены по этническому принципу в османской Турции. Эти люди принадлежат стране, которая впервые в мире признала христианство государственной религией. Их трагедию многие считают предвестником нацистского холокоста и угрозы христианам на Ближнем Востоке сегодня. Армянская община в Уэльсе вряд ли насчитывает и сотню человек, но эти люди настаивают на том, что их история должна стать известна повсюду. В этой программе мы встречаемся с некоторыми из них, а еще говорим с валлийским англиканским священником, искренне преданного этой великой цели.

Анна Берч, миссионер, фрагмент исторического свидетельства, 1915-й На каждой станции, где мы останавливались, мы видели один из этих эшелонов, состоящий из вагонов для перевозки скота, но из-за решетчатых окон выглядывали лица маленьких детей. Двери были открыты, и можно было ясно видеть стариков и старух, молодых матерей с малышами, мужчин, женщин и детей, которых собрали вместе, как какое-нибудь стадо овец или свиней. С этими людьми обращались хуже, чем со скотом.

Викарий Патрик Томас Сейчас Республика Армения располагается н территории примерно в половину Уэльса, проживает там примерно столько же людей, сколько и у нас. С разных сторон государство граничит с Турцией, Азербайджаном, Ираном и Грузией.

Голос ведущего с пояснением Патрик Томас много раз бывал в стране и служит почетным пастором армян в Уэльсе. Его книга «Вспоминая геноцид армян» выходит в этом месяце.

Томас Историческая Армения была гораздо больше, примерно в десять раз больше, чем сейчас. Территория включала некоторые районы Ирана, но особенно большую часть того, что сейчас является восточной Турцией.

Ведущий Что же мы называем геноцидом армян? Ведь многие спорят об этом термине, что же произошло? Почему это произошло?

Томас Обычно говорят, что начало геноциду было положено 24 апреля 1915-го, когда армянская интеллигенция в Константинополе была арестована и депортирована вглубь Турции, где многие их них были убиты.

Журналист Арам Андонян о событиях 24 апреля 1915-го Наши аресты проходили очень расчетливо. Это не удивительно, потому что успех этой преступной правительственной операции зависел от того, насколько тактично все произойдет. Они закинули сеть широко, и вели себя очень осторожно, чтобы не спугнуть большую добычу. Очень важно было не создавать шумиху, избегать сопротивления, избегать любых происшествий, не упустить никого в подполье, и сократить количество тех, кто разными способами мог бы избежать этого ада в Турции.

Ведущий Но почему эти люди подверглись нападению?

Томас Думаю, это произошло из-за того, что к армянам относились с подозрением некоторые турецкие лидеры, потому что многие армяне жили в России, а Россия и Турция находились в состоянии войны. Но еще и потому, что европейские державы использовали армян длительное время как повод для вмешательства в турецкую политическую жизнь. Между тем, кроме небольшого меньшинства, подавляющее большинство турецких армян решили поддержать турецкое правительство в войне против России. Они говорили, что выбирают поддержку собственной страны. Молодые турецкие армяне были призваны в армию еще до того, как начался геноцид, а уже после его начала их разоружили, после чего их переводили в трудовые отряды, выжить в которых было фактически невозможно. Это все лишило армян мужской силы, которая могла бы защитить их. После этого армян решили депортировать, а в некоторых провинциях мужское население отделяли и немедленно уничтожали. Жен и детей отправляли на марш смерти по направлению к пустыням северной Сирии.

Изабель Хали, миссионер, 1918-й Усталые, больные, голодные, побитые, грязные, зараженные, напуганные, загнанные, подавленные — вот какими они предстали передо мной. Их гнали каждый день все дальше и дальше, и дальше, и дальше. Они не знали, куда идут, не знали, когда все это кончится. План правительства состоял в том, чтобы это длилось до тех пор, пока последний ни упадет замертво. Вот что они называли депортацией.

Томас Совершенная жестокость была ужасающа. Это могло выражаться в массовых изнасилованиях, похищениях женщин, многие женщины совершали самоубийство, дети тоже страдали самым невообразимым образом. Такие вещи происходили, что многие из них невозможно произнести. Тяжело принять, что люди вообще могут вести себя подобным образом по отношению друг к другу. А ведь это все хорошо засвидетельствованные события: их видели не только репортеры и жертвы, но есть и отчеты немецких дипломатов и миссионеров, которые видели все, что происходит. Об этом же свидетельствуют американские миссионеры.

Преподобный Лезли, миссионер, 1 августа 1915-го На протяжении шести недель мы стали свидетелями самых ужасных преступлений против тысяч христианских изгнанников, которые каждый день проходили через наш город. Бедные ослабшие женщины и дети умирали тысячами по дороге. По меньшей мере пятьсот были захвачены и теперь находятся в домах местных жителей. Над многими другими сексуально надругались и выбросили на улицу.

Ведущий Армянская религиозность — это только дань традиции или часть современной национальной культуры?

Томас Эти вещи тяжело разделять, потому что армяне гордятся тем, что стали первым христианским государством, первой страной, которая признала христианство в качестве государственной религии в 301 году. С тех пор армянское христианство и армянская идентичность тесно связаны, хотя конечно есть армяне, которые не являются христианами. И все же многие армяне связывают себя с той или иной формой христианства. Фраза «Тер вогхормиа»,«Господи, помилуй» — это молитва, которая находится в сердце каждого армянина.

Отец Григориc Балакян, 1915-й Возможно, архимандрит Комитас еще ни разу в жизни не исполнял «Господи, помилуй» с таким чувством. Обычно он пел песнопение с грустью за других. Но теперь он пел, исполненный собственной печалью и эмоциональными переживаниями, умоляя Извечного Бога об успокоении. Бог, однако, оставался безмолвным.

Ведущий В какой степени встреча с армянской церковью изменила вашу собственную веру или ваше понимание Бога — в любом возможном смысле?

Томас Считаю, что это помогло мне пережить последние десять лет трудностей в собственной жизни. Мои две дочери страдают от сильной психической болезни, и мы ухаживаем за ними в домашних условиях. Бывает, что вот на таком бытовом уровне сталкиваешься с глубочайшим вопросом, который состоит в том, почему вообще страдание происходит, в особенности страдание невинных. Наблюдая за армянами, я учусь у них справляться со своими сложностями, используя молитвы святого Григора Нарекаци — великого армянского духовного лидера, чья поэма «Книга скорбных песнопений», по счастью была только что переведена на английский — все это помогло более глубоко переживать мою духовную жизнь, но также помогло мне преодолеть довольно трудные времена в своей жизни.

Фрагмент «Книги скорбных песнопений» Вспомним целительные и обнадеживающие слова нашего Господа: с верой возможно все. Без веры Господь Славы не явит нам Свою целительную силу. Сначала он спросит с нас добрые дела и веру, которая соответствует Его доброте. По этой причине тот, к с Богом, может получить настоящую жизнь, ибо благословенные уста Бога произнесли: вера твоя спасет тебя.

Томас Есть в этом определенный символизм. Армянское христианство склонно к великому символизму, который находит выражение, например, в определенной форме армянских храмов, в которых через крест ты проходишь на Небо. Есть еще один символ, который появился примерно в то же время, что и наши кельтские кресты. Хачкар — каменный крест — это крест, из которого растут листья. Со временем хачкары становились более сложными по форме, на них «росли» не только листья, но фрукты и ветви… Идея состоит как раз в этой комбинации креста с древом жизни. Армяне не используют распятия, их мало, потому что акцент всегда на воскресении, о том, что следует за смертью. Они хорошо знают, что такое страдание, но выходят за пределы креста, и неожиданно крест становится древом жизни, которое есть символ надежды и которое содержит в себе суть армянского христианского духа.

Ведущий Как раз хачкар и символизирует геноцид в национальном мемориальном парке в храма примирения в Кардиффе.

Томас Вот это классический армянский крест, который только начинает свое «превращение» в хачкар, и вы можете видеть начатки почек на кончиках «крыльев креста», на руках креста. Под ними находится символ вечности, который также является древнейшим армянским символом. Идея заключается в том, что все содержится внутри созданного Богом с любовью. Он сделан из валлийской слюды, и это в свою очередь символизирует связь между Уэльсом и Арменией. Крест появился здесь 2007-м, но в 2008-м накануне дня памяти холокоста кто-то разбил его молотом. Это было ужасным надругательством и стало большой болью для армянской общины. Но армяне терпеливы, и они создали новый крест, а в день памяти геноцида 24 апреля сюда приходят люди на службу, чтобы помолиться и оставить цветы в память о жертвах.

Ведущий На мемориале к нам присоединились трое армян — Ара Караканян, Зара Погосян и председатель приходского совета армянской апостольской церкви Джон Деросян.

Джон Деросян Думаю, нас завоевали все кто только мог. Раньше Армения занимала стратегическое положение на Ближнем Востоке. И на нас нападали многие и многие цивилизации. Однако мы существуем. Геноцид… конечно, точные цифры не назовешь, но говорят, что 75% армян были уничтожены, однако мы все еще здесь. Было два геноцида в 1896-м и 1915-м, и события эти продолжались до 1920-х. Но мы все еще тут.

Ара Караканян Армения потеряла 90% своей земли, осталось всего лишь 10%. Но эти 10% армянского разошлись по всему миру. По-другому это не назовешь — мы упорны, иначе бы нас уже не было.

Зара Погосян Не только упорность, но еще и естественное армянское упрямство. Вы бы не нашли армян, если бы мы потеряли свой язык, свою культуру, но сейчас поколение за поколением по всему миру существует наша диаспора, и мы поэтому способны сохранять свою культуру, свою идентичность, свою культурную идентичность. Моя дочь живет здесь с детства, и она говорит по-армянски, и она же учит своих друзей армянскому. Мы и правда упорны, но еще и упрямы.

Ведущий Вы все здесь потому, что являетесь частью армянской общины, и еще потому, что так или иначе геноцид затронул лично вас. Как он относится к вам лично?

Джон Связь с геноцидом восходит к 1915-му. Сатирический журналист Григор Торосян был казнен 24 апреля 1915-го. Это был наш прямой родственник, но конечно же не единственный, кто впоследствии исчез по этой самой причине. Думаю, 80% нашей семьи исчезло из-за геноцида. Мы постепенно продвигались на восток в сторону мультикультурного Стамбула, и в итоге бежали из Турции.

Ара Мой отец, единственный выживший из всей семьи, был свидетелем гибели всей семьи, своего отца, матери, братьев и сестер, а затем бежал. После этого он оказался в приютах где-то в районе Ирака. Я — в первом поколении родившихся за пределами нашей родины.

Зара Мой прадед и прабабка выжили в геноциде. Один из моих родственников был семилетним мальчиком, когда на его глазах убили всю семью. Ему самому удалось скрыться и сбежать. Моя прабабка была одним из четырех детей, и всех их отправили в различные приюты в разных странах вследствие геноцида. Кто-то оказался в Греции, в Париже, в США и в Армении. И только мои родители стали первым поколением, которое родилось за пределами территории геноцида в Армении.

Ара Когда я был молодым, мы ходили в церковь 24 апреля каждый год. Так и теперь мы приводим сюда своих детей, и они каждый раз спрашивают, что произошло. Мы рассказываем им эту историю. Рассказываю, почему я родился в Ираке, почему я не родился в Армении, что произошло тогда. Например, я только знаю своего отца, и все. Ничего неизвестно о моем прадеде. И когда меня спрашивают о том поколении моих родных, я ничего сказать не могу. Никаких воспоминаний об этих людях не осталось, никаких фотографий, нет документов. А ведь нашим детям нужно все это знать.

Ведущий Мы произносим это слово, «геноцид». Но его резко отвергают турецкие власти, и так было всегда. Многие страны не признают этот геноцид, в том числе, США, Великобритания. Почему мы настаиваем все-таки на таком жестком определении? Может быть, речь просто идет о преступлениях военного времени? Почему вы все-таки называете это геноцидом?

Томас Думаю, потому что это намеренное уничтожение мирных жителей, целого народа. Еще Рафаэль Лемкин, польский еврейский юрист, который определил геноцид в 1943-м, начал свое расследование того, что случилось с армянами. Он чувствовал необходимость описать преступление, которое еще не было освещено. Опасность тут как раз в том, что мы не воспринимаем произошедшее как геноцид. Но тогда и более поздние события XX века не являются геноцидом. Адольф Гитлер в 1939-м накануне вторжения в Польшу описал те казни, которые он готовил полякам, и добавил, ну кто же в конце концов помнит уничтожение армян? Опасность в том, что когда вы не признаете геноцид, вы тем самым поощряете политических лидеров снова совершать геноцид. А ведь так много уязвимых меньшинств в нашем мире.

Ведущий Ну можно также сказать, что это все было сотню лет назад. Не пора бы уже забыть и идти дальше?

Томас Не думаю, потому что это важный термин, потому геноцид вообще стал отличительной чертой XX века. Нем стоит сделать все возможное, чтобы геноцид не стал отличительной чертой века XXI. Несомненно, армянский геноцид был назван первым современным геноцидом по причине того, как он происходил. Если подумать о втором этапе геноцида, когда стали уничтожать армян из западной Турции, их перемещали в вагонах для скота, ровно таким же образом, как затем евреев перевозили в Освенцим. Опасность забыть такие события таится в том, что то, что произошло для армян в Дер Зоре — это то же самое, что потом произошло с евреями в Освенциме. Там, знаете, даже был мемориальных храм, но он был разрушен в ходе конфликтов в Сирии.

Армянская народная песня Пустыня Дер Зор была покрыта туманом. О мама, о мама, наше положение было ужасным. Люди и трава были покрыты кровью. Армяне гибли за свою веру. Тысячи полегли в пустыне Дер Зор. Выживших бросали в реки или сжигали. О мама, о мама. Наше положение было ужасным, когда мы были в пустыне Дер Зор. Мост Дер Зора — узкий и непроходимый, в реке течет кровь, нельзя выпить и чашки. Армянские беженцы не могут вернуться. Армяне гибнут за свою религию.

Ведущий Газета New York Times в это время называла это политикой уничтожения, направленной против христиан. Эта фраза находит отклик и для событий современного Ближнего Востока.

Томас Да, действительно. Я говорил с армянкой, которая приехали из Ирака, и она думает, что немного христиан остается на Ближнем Востоке вообще, если нынешняя ситуация получит свое продолжение. Я был на Святой Земле с группой армян, когда захватили Мосул, там живут родственники одной женщины, и она сильно переживала, выжили ли ее родственники, удалось ли им сбежать из курдской области. Дела обстоят крайне безнадежно для христиан на Ближнем Востоке. Вот и еще почему нужно помнить то, что произошло сто лет назад.

Ведущий И называть вещи своими именами.

Томас Да и называть эти события геноцидом.

Ведущий Многие страны не признают геноцид, например, США, Великобритания. Что вы скажете на это?

Зара Это сильно сердит меня, это крайне несправедливо, как будто как нация мы и не существуем вовсе. Целая нация становится лжецами, а страну, которая совершила эти ужасающие действия, не могут призвать к извинению. Им надо признать факт, что да, наши предки сделали это, и мы сожалеем. Очень важно получить это признание и двигаться дальше.

Джон Если вернуться на сто лет назад, можно узнать, что британское, французское и русское правительство были едины в своем стремлении представить преступников перед судом. Этого не произошло. После 1923-го армянский вопрос был забыт. Получается, один геноцид забыли, и Гитлер потом говорит, кто теперь вспомнит армян, и вот, произошел другой, и так пошло дальше до сегодняшнего дня. Босния, Руанда — почему мы не сделали выводов из уроков истории?

Ара Армяне — это небольшая группа людей в Уэльсе, микро-общество со своей культурой, но мы не изолируем себя.

Джон Мы всегда были цивилизованными людьми, мы всегда были строителями, не разрушителями, куда бы мы ни пришли, мы созидаем.

Читайте также:

Все передачи Роя Дженкинса

Есть вопрос или что-то не понятно? Задайте свой вопрос в комментариях, отвечу за 60 сек.

1443154641_xachqar-e1380606679470

Ваш вопрос или комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s