Главные в христианской современности

Как важно в современной церкви услышать живое и доброе свидетельство о Боге. Ведь чуть ли ни за этим мы тянемся к Церкви, этого ищем, этого ждем. Ждем в своей жизни некоего чуда, такого чуда, как встреча апостола Павла с Христом по дороге в Дамаск. Ведь насколько проще и понятнее все станет в жизни, случись оно, это чудо встречи. Кажется, порой не хватает нам одного только этого поворотного момента. А вот, случись он, будет все по-другому. Да и что там говорить, встречи с самим апостолом Павлом не хватает. Нет в жизни его напора, уверенности, устремленности, силы. Кажется, встречу я такого человека, потянусь за ним, ухвачусь за края его одежды, и вся жизнь преобразится.

И между тем, апостолы Павлы встречаются. Они вполне себе живут среди нас, но чтобы назвать их поименно не хватает смелости или знаний, иногда кругозора. В марте почил о Господе один из них — вот и еще одно: многие из тех, о ком пойдет речь, не молоды уже. Отец Томас Хопко, почетный декан Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке, зять Александра Шмемана. Мы много вспоминаем Шмемана по поводу и без и владыку Антония вспоминаем, но отказываемся замечать их прямых последователей. Как будто нам проще жить прошлым, жить воспоминаниями и проверенными истинами. Как будто сначала нужно умереть, чтобы занять место в наших сердцах и умах. Как будто слова Христа, «что ищите Живого среди мертвых?», обращены и к нам с вами. Но знаете, усопшего отца Томаса нам будет точно так же не хватать, как и отца Томаса живого. Будет немного скучно без его тонких и глубоких лекций. Одна из свежих серий его лекций — про православное богослужение. Беседы примерно по 40 минут, было уже больше 80-ти, а между тем, дошел он только до Великого входа! Да что там говорить, почитайте лучше его трактование притчи о гадаринском бесноватом или размышление о церковных рассказах Чехова, или про процессию Великого входа

Митрополит Каллист Уэр действительно считает себя другом митрополита Волоколамского Илариона, но насколько же далеко отстоит он от своего ученика в понимании богословия. Не соврать, на протяжении последних 40 лет он стоит — нет, не стоит, идет — в авангарде христианской мысли. При внимательном прочтении его труды способны преподать нам урок действительной терпимости и уважения к другому, к чужой мысли и образу жизни. Идеология его послания: пойми другого и тогда ты сможешь донести до него свою мысль. Владыка Каллист — на передовой современного христианского диалога и готов шокировать вас своими самыми радикальными соображениями из области «понимания запрещенных тем». Он говорит о возможности диалога по поводу рукоположения женщин, братском отношению к другим формам христианства и даже возможности признания первенства папы римского. Представьте себе любую запрещенную в православии тему, и владыка Каллист, поверьте, найдет нестандартный ответ на ваши переживания. Какой урок для всех нас! Почитайте его лекции о диалоге с протестантами, Иисусовой молитве и папе римском.

Архимандрита Ианнуария Ивлиева некоторые упрекают за простое копирование западной богословской мысли, в основном немецкой. Не готов судить его с этой точки зрения, но если отец Ианнуарий, действительно э, популяризатор немецкого богословия, то, поверьте, популяризатор  восхитительный. Это тонкий мыслитель, знаток иностранных языков и блистательный лектор, воспитавший не одно поколение духовенства в Петербурге. И еще пару слов о воспитании: недавно прочел старинное интервью с Жаном Ванье, в котором он говорит, что первым шагом на пути к созданию благотворительной сети ухода за людьми с инвалидностью «Ковчег» стало то, что он просто взял из приюта двух инвалидов и предложил им жить в настоящем доме. Так вот отец Ианнуарий тоже способен на такой поступок в жизни, а ведь как важно являть христианские ценности не только в словах, но и делом. И не важно на этом фоне, что тебя в свое время отходил тростью сын самой Анны Ахматовой, скорее даже наоборот, это делает тебя живой частью истории. Таков отец Ианнуарий. Для меня его труды ценны прежде всего тем, что открыли опыт живого и ясного понимания апостола Павла, отец Ианнуарий как будто приблизил святого нам, сделал современным и актуальным. Вот, например, некоторые его лекции, но есть и другие, поищите.

Еще говоря о наследии отца Ианнуария нельзя не упомянуть о священнике Георгии Митрофанове. Это не просто выдающийся преподаватель и настоящий неутомимый исследователь-историк, но и человек крайне пылкого характера, не терпящий никакой фальши, в том числе, конечно, и исторической. Когда его на пару со священником Петром Мещериновым лишили права публичных выступлений, он и не думал сдаваться. Желание быть на виду, участвовать в дискуссии, быть в центре событий еще не раз с тех пор отзывалось ему болезненным эхом, и тогда по голове получал не только он, но и люди его окружавшие. Но все эти мелочи не могут сломить его по-настоящему свободолюбивую личность. На недавней серии лекций в Москве он был по-прежнему бодр и прямолинеен, на пике своей дозапретной формы. Важная черта отца Георгия состоит в том, что он переживает историческую личность как достойного собеседника, он вступает с ним в диалог. На лекции это очень хорошо можно почувствовать, потому что ему не столь интересен зал, как исторический персонаж, в мотивах поведения которого он пытается разобраться — и делает это в высшей степени экспертно. Его собеседниками выступаем далеко не мы, нет, это напрямую сам св. патриарх Тихон, митрополит Агафангел и Философ Орнатский.

Не такой игумен Петр Мещеринов. Как смиренный монах он готов принять ссылку вдали от публичного мира. Все в его жизни уже было, и ничем новым его не удивишь. Он уже написал лучшую современную книгу о жизни в Церкви, которую нельзя купить, а можно только найти по знакомству, он уже занимался активной миссией на высшем из доступных уровне, он уже был в центре интеллектуальной церковной жизни в кругу Марины Журинской, создателя альманаха «Альфа и Омега». И то, что происходит сейчас, на этом фоне мелко. Своей энергией, тем не менее, как какой-нибудь Дамблдор, он создал потрясающую атмосферу и собрал вокруг себя добрых людей на подворье. Видал я в своей жизни хорошие общины, но круг общения отца Петра на порядок выше всего того, что мне приходилось видеть. Вообще отправиться на подворье Данилова монастыря — это такая вполне себе жизненная задача для любого христианина. И там улучить момент для внимания отцу Петру, общения с ним, хотя бы и чисто литургического — с другой стороны, высшего из доступных в жизни. Почитайте его лекции о Бахе, Гайдне и Генделе.

Нельзя не сказать и пары слов об издательстве и магазине, которые причастны ко книгам многих из приведенных авторов. Хотя у меня и сложные отношения с ним и некоторыми причастными к нему, не признать, что «Арефа» — лучший магазин христианской книги, просто не возможно. Купите их книги, они того заслуживают, хотя, уверен, деньги это предприятие никогда считать не умело и коммерческих целей перед собой не ставило. Вот Митрофанов, а вот Хопко. Кстати, постыдно, что книгу отца Петра еще не издали в электронном виде. Считайте этот памфлет моим официальным предложением на издание, а опыт и ресурсы найдутся.

В общем-то, хотелось бы мне с юношеской пылкостью обвинить людей, которые не дают слова отцу Георгию и отцу Петру, не переводят отца Томаса и владыку Каллиста, но если подумать, кому, кроме себя, мы можем предъявить за это счет? Это мы не проявляем интерес к живым классикам современного христианского богословия, мы не покупаем их книги, мы не направляем их креативную энергию на благо церковной жизни. Давайте посмотрим внутрь себя и задумаемся, почему отец Георгий и отец Петр являются последним поколением действенно мыслящих людей в Церкви, за которыми уже следует пустота.

А пока моя ежедневная молитва — о здравии отца Георгия, отца Петра, отца Ианнуария, владыки Каллиста. И о поминовении отца Томаса. А кто ваши герои христианской современности?

Читайте также:

Рейтинг отцов

Есть вопрос или что-то не понятно? Задайте свой вопрос в комментариях, отвечу за 60 сек.

Михаил Грозовский

Главные в христианской современности: 2 комментария

Ваш вопрос или комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s