Женщина, духовная практика и Церковь

Передача на радио Би-Би-Си Уэльс, ведущий Рой Дженкинс

В большинстве приходов Уэльса число женщин значительно превышает число мужчин. Однако, на кафедрах, в алтарях и церковных структурах, принимающих ключевые решения, по-прежнему преобладают мужчины. Церковь Уэльса прошлой осенью разрешила рукоположение женщин в епископы, что имело последствия далеко за пределами англиканского сообщества. Это событие стало высшей точкой длительной и порой тяжелой борьбы за разрешение церковного служения женщин. Решение о женщинах-епископах также поднимает насущный вопрос: что же конкретно женщины привносят в практику христианской веры? Можно ли провести различие между «женской» духовностью и «мужской»? Как привлечение женщин на лидирующие роли в жизни Церкви изменит отношения Церкви с обществом? Мои гости обсуждают эти и некоторые другие вопросы: преподобная Дженни Уигли, ректор университета в Уэльсе, всегда была на передовой борьбы за положение женщин в священство, Мэриам Дайгнем, директор по коммуникациям института католических исследований, одна из лидеров всемирного движения за рукоположение женщин, Линда Вудхед, профессор социологии религии, доктор Натали Бранд, читающая лекции о женской духовности в богословском колледже.

Ведущий Простой вопрос для начала. Вообще есть такое понятие, как женская духовность?

Мэриам Дайгнем Думаю, есть отличие в женской духовности. Участие в церковной жизни и стремление к Божественному, следование за Христом для женщины выражает стремление освободиться от тех наслоений ограничений, которые душат ее духовную жизнь в официальной церкви. Женщина постоянно стремится видеть за пределы этих ограничений.

Ведущий То есть такое понятие есть?

Мэриам Думаю, женщина переживает духовную особенным образом, да.

Дженни Уигли А я считаю, что нет. Конечно, есть духовные женщины, мы все духовные существа. Но вообще люди просто разные, или все одинаковы в определенном смысле. И важно, что помогает лично мне выражать свою духовность. Однако не думаю, что есть какой-то особенный женский аспект, это касается лично меня, Дженни Уигли.

Натали Бранд Если внимательно посмотреть на духовность, оказывается, что это многогранное понятие. Духовные практики определится как способами выражения, так и характерными особенностями. Вообще определение духовности уникально и отличается от человека к человеку. Есть особенная чувственная тонкость в женщинах, но она не эксклюзивна лишь для них. Например, Бернард Клервоский сумел показать в себе и такое женственное понимание духовности, в том, как он стремился к Богу и старался соединиться с Ним. Поэтому я бы сказала, да, есть.

Ведущий В чем же особенность женщины?

Натали Конечно, мы должны быть осторожны, чтобы не свести все к стереотипам различия между мужчиной и женщиной. Речь идет об особой восприимчивости, особом восприятии роли отношений между людьми. Женское выражение духовности гораздо более открытое. Ну и на самом бытовом уровне жизнь женщины отличается от жизни мужчины. Поэтому отличаются и образы, и язык взаимодействия с Богом.

Линда Вудхед Если смотреть на общую картину в исторической перспективе на «женскую» духовную практику в разных традициях, женщинам вообще свойственны большие мистицизм и духовность. Женщинам как будто проще прийти к познанию Бога через прямое общение, без посторонней помощи. Но возможно, это было так, потому что женщины были исключены из официальных форм религии, а значит, им и оставалось только что практиковать такой подход. Не скажу, что есть существенная разница, но в своей практике мы видим, каких успехов добиваются женщины на этом поприще. Женщины чаще выступают в качестве своеобразных духовных предпринимателей, которые способны начинать новые духовные движения.

Ведущий Может, все-таки нет такого понятия, как женская духовность сама по себе?

Мэриам Соглашусь с тем, что сказала Натали. Мы все по-разному переживаем духовное, и Дженни тоже об этом говорила. Все зависит от вашей личности, вашей культуры. В Азии духовность переживается не так, как в Африке. Но все-таки если посмотреть на римокатолическую церковь, мы настолько ограничены тем, что все наши ритуалы и лидерство в церкви — исключительно прерогатива мужчин, на литургии используется только «мужские» термины, и также обстоит дело на общей молитве. Женщине в этих условиях приходится чуть сложнее, ей сложнее представить Бога без постоянного соотнесения с понятиями «Он», «Его», «Господин». Нам сложнее видеть «Отцовство» Бога как метафору, и понять, что Бог может быть как «Мамой», так и «Отцом». Есть Божественная искра, которая создала всех нас. Нужно понять, что Бог — не только мужской персонаж, а стремительный Дух, Который живет внутри нас и наделен как женскими, так и мужскими чертами. Обращение женщины к Церкви в официальной религии подразумевает, что ей еще предстоит отделить все эти слои, чтобы уверенно принять то, что мы можем на равных участвовать в своей духовной жизни.

Ведущий Мы вот используем этот термин, «духовность», и некоторые люди ставят знак равенства между духовной практикой и религией. Чем отличаются эти понятия, и что у них общего?

Линда Самое простое понимании состоит в том, что духовность прежде всего фокусируется на предмете переживания, на Божественной встрече в собственной жизни. Тогда как религия больше относится к внешней организации и ритуальной практике, в которой есть определенные верования, писания и религиозные учреждения. Это такое упрощенное понимание, а в действительности эти два понятия часто сосуществуют вместе.

Ведущий Нам часто говорят,что есть большой интерес к духовности, который сопровождается полным отторжением формальной религии. Такое возможно?

Линда Это действительно происходит, такова специфика нашего века. В христианских западных странах молодые люди явно отворачиваются от религии. Например, в Британии среди молодых людей до 30 лет преобладают те, кто говорит, что не принадлежит никакой религии. А раньше в большинстве были те, кто признавал себя христианами. Люди все меньше ассоциируют себя с религией, они считают, что религия не имеет с ними ничего общего. Однако, несмотря на то, что они не относят себя ни к какой религии, они все равно могут верить в Бога, и по меньшей мере, половина из них говорят, что они духовны.

Ведущий В какой степени место женщины в церкви оказывает влияние на это восприятие?

Линда На протяжении многих лет я беседую со старыми женщинами, которые ходят в церковь, и даже самые консервативные из них говорят, что любят проводить воскресное утро в церкви, потому что это их личное пространство для встречи с Богом. Они как бы полностью отдают себя Богу, а проповедь и викарий — только лишь пустое отвлечение. И такое отношение не ново. Другое дело, что многие молодые люди даже не собираются приходить в церковь. Удивительно, как многие сейчас говорят, что реализуют свою духовность в естественных условиях, а не в храмах.

Ведущий Есть мнение, что пока отношение церкви к порядку вещей остается неизменным, положение женщины останется подчиненным. Давайте же вернемся к роли женщины внутри церкви. Вы согласны с таким мнением, что пока женщин не допускают до священства, лидерства в церкви, женщины вынуждены оставаться на подчиненных ролях?

Натали Нет, я не согласна с этим. Проблема в том, что мы к Церкви все это время подходили неправильно. Особенно это было так в традиционалистских кругах, где женщины становятся жертвами стереотипов: они должны приготовить чай, подать пирог, и им не годится роль учителя, мы не используем их дарования по назначению, мы не слышим слова из 2-й главы Послания к Титу, где женщинам дана роль учителей самих женщин. Нам следовало бы сейчас начать обучать женщин, дать им доступ к богословскому образованию на высшем уровне — до магистерских и докторских программ. И затем дать возможность женщинам быть пастырями в церкви. Я большая сторонница концепции «дополнения»…

Ведущий Что это такое?

Натали Мы обычно противопоставляем концепцию «равенства» концепции «дополнения», но хочу возразить, что я, например, не традиционалист. «Дополнение» стало широко обсуждаться в 1980-х Советом библейских мужчин и женщин в США, и состоит оно в тех понятиях, которые восходит к самой книге Бытия. Бог создал мужчину и женщину разными. Когда люди критикуют «дополнение», они утверждают, что мужчина был создан главным. Но первое, что Бог сказал сразу после сотворения Адама, «не хорошо Адаму быть одному». Он не сказал, «не хорошо Адаму не иметь подчиненных». Бог хотел создать Адаму спутника и создал Еву, и они дополняют друг друга и совершенствуют друг друга.

Ведущий Но что конкретно это значит? Только мужчин мы будем рукополагать?

Натали Уже многих женщин рукополагают для работы в среде других женщин, которые являются сторонниками концепции «дополнения». Все это не значит, что женщинам нет места в церкви, просто мы используем их дарования не по назначению.

Ведущий Ну так что, могут женщины становиться лидерами в церкви, в которой ведь есть мужчины? Могут женщины проповедовать в собрании мужчин и других женщин?

Натали Тело Церкви походит на семейный союз. Сначала появляется семья, а затем Церковь создается как семейный союз. Следовательно, Бог сотворил Адама главой семьи, представителем, если угодно, лидером семьи, и это же отражено в отношениях внутри Церкви. Церковное сообщество — это тоже семья.

Мэриам Когда я думаю о том, чему учил Иисус, я понимаю, что Он вовсе не делал это с позиции Отца или Адама. Он мог выражать себя и «по-мужски», и «по-женски». Католичество, вроде бы, учит, что все люди созданы в равной степени по подобию Божьему, это представление лежит в основе социального учения церкви, всего того, что мы делаем в авангарде социальной работы. Но это свелось в итоге к тому, что только мужчины определяют, что должна делать женщина. Почему женщина занимает подчиненную роль в моей церкви? В чем состоит Божественное откровение? Сказал ли так Бог? И получается, что нет. Иисус говорил о Себе, часто используя «материнский» язык. Читаем в одном из Евангелий, что Он пришел собрать детей, как птица собирает птенцов своих под крылья. Его смерть и Воскресение в Библии описана как утроба для рождения Мессии. И Он Сам Себя определял с использованием «материнских» терминов. Нам не следует различать мужскую и женские роли. Если ты призван к священству, мы верим, что Святой Дух наделяет тебя даром быть священником, кем бы ты ни был.

Ведущий Натали, если Бог призвал тебя быть женщиной-священником, разве не можешь ты ответить на Его призвание? Почему церковь должна отрицать это?

Натали Думаю, есть множество других ролей, в которых женщина может применить себя. Она может пользоваться своими дарами, быть счастливой и успешной в своем служении. Ей не обязательно для этого управлять церковью и перенять это право у мужчины. Когда я только приехала в Уэльс, я была жуткой сторонницей равноправия и все возмущалась, елки-палки, почему же я не могу проповедовать? Это казалось мне столь несправедливым. И я прошла большой путь…

Ведущий Ну, вы даже и проповедовали некоторое время.

Натали Да-да, я была вовлечена в служение. Но знаете, мы постоянно фокусируемся на Церкви, думаем, какие бы нам придумать роли мужчинам и женщинам в Церкви, а вместо этого нам следовало бы вернуться к книге Бытия, чтобы внимательнее взглянуть на то, что Бог задумал сделать еще тогда.

Дженни Как одна из тех, кто уже успешно проповедует, и как одна из тех, кто уже служит в церкви, где есть и мужчины, и женщины, я дико боюсь этого определения, что мужчина и женщина «дополняют» друг друга — как будто они радикально различаются. Я думаю, что все люди разные, и каждого человека есть дар. Думаю, сама церковь проигрывает в случае, если мы не используем дары всех наших членов. Борьба моей жизни за рукоположение женщин всегда опиралась на то, что нам надо высвободить дары и использовать их таким образом, в каком Бог даровал их нам.

Натали Я полностью согласна. Если посмотреть на историю человечества, женщины были всегда принижаемы и не могли реализовать свои возможности даже близко к своему потенциалу, потому что они не могли получить нужное направление, они не получали достойной поддержки. Но тем не менее, это не должно вносить путаницу в основополагающий принцип устройства Церкви как семейного союза, в котором возникают точно такие же отношения, как у Христа с самой Церковью. Это то самое лидерство, о котором мы читаем в 5-й главе Послания к ефесянам.

Дженни Натали, не знаю, откуда вы вообще все это взяли. Когда я смотрю на Иисуса, мне не кажется, что он является моделью для семейного союза в том виде, как вы, кажется, пытаетесь представить это.

Линда Я бы на другое обратила внимание. Что отличает христианство во многих смыслах, так это то, что это невероятно индивидуальная религия. Люди сильно удивляются, когда такое говоришь. Но если взглянуть на то, что отличает христианство, прежде всего обращаешь внимание на то, что Иисус призывает каждого отдельного человека, христианство не фокусируется на «семейном подходе», и каждый человек должен сделать свой религиозный выбор. Это не то, что глава хозяйства должен сделать выбор за все семейство, за свою жену и семью. Если вдуматься, что же означает доктрина «дополнения», то получается, что ни один человек не достаточен сам по себе. А это противоречит историческому учению христианства, это некое новое понимание.

Натали Мы вовсе не так понимаем «дополнение». Мы полностью индивидуальны, мы все во Христе как личности, но мы призваны к общности, потому что это отражает отношения в Троице.

Линда Вы как будто говорите, что вы не вполне человек, пока не нашли дополняющую половинку. Как будто чего-то не хватает.

Натали Точно нет. Когда я был холоста, я была в полном мере человеческой личностью, и мне не нужно выходить замуж, чтобы стать личностью. Но все-таки мы говорим о норме, говорим о том, к чему Бог призывал нас, когда создал Адама и Еву.

Линда Но у Иисуса не было жены, у Иисуса не было семьи, христианство вообще говорит о том, что надо порвать связи со своей семьей, Иисус говорит, что надо оставить семейные связи, потому что мы создаем новое духовное сообщество, братство и сестричество. Отсюда же традиция безбрачия. На протяжении всей человеческой истории высшее духовное призвание заключалось в том, чтобы не жениться.

Ведущий Двенадцать апостолов все были мужчинами. Лидерами церкви исторически были мужчины. Каким образом римокатолическая церковь, частью которой вы являетесь, может измениться, если в ней появятся женщины-священники?

Мэриам Если снова вернуться к социальному учению католической церкви, которое очень важно для нас, чтобы следовать призванию Христа к свободе, нам нужно услышать нищих людей, которые составляют большинство нашей церкви, услышать их собственный голос. Мы должны услышать голос о свободе из уст самих женщин, которые должны иметь возможность проповедовать благую весть своего собственного спасения. Если их мнение так важно в нашей церкви, почему мы не слышим их голос? Мы должны дать им возможность служить у алтаря, проповедовать, учить — все это действительно нам нужно.

Ведущий Так что же изменится, если это произойдет? Что в реальности станет другим?

Мэриам Мы получаем письма от монахинь в Африке, которые говорят, что только если маленькая девочка увидит у алтаря женщину, которая похожа на нее, это станет реальным отражением учения Христа об универсально равенстве. Люди не поверят во все эти наши разговоры о достоинстве и справедливости — это все пустобрехство, это все обесценивается, если слова исцеления и истины не произнесены самой женщиной в своей церкви.

Ведущий Однако, в католической церкви есть огромное количество, сотни тысяч монахинь, женщин, которые состоят в религиозных орденах. Есть такой пример для подражания. Это же все образ Марии, Богородицы. Некоторые люди могут сказать, что в церкви уже и без того есть сильное женское присутствие.

Мэриам Да, у нас семьсот тысяч представителей религиозного сестричества, на самом деле, и преданность пресвятой Марии велика. Но это чувство по отношению к Богородице остается ненастоящим, оно не отражает Ее настоящую жизнь. Она была женщиной, Которая делала Самостоятельный выбор, Оне не была каменной статуей, символом безмолвного страдания. Она была лидером, и в ранней церкви Марию считали примером для всех священников, Она рассматривалась в качестве идеального священника. Из Нее родилось тело и кровь Христа, которые мы вспоминаем в своих евхаристических службах, и они же служат определяющими признаками священства. Если подумать об этом, то сейчас, если бы Мария была с нами, Ее бы не допустили к алтарю, не допустили к торжеству тела и крови Ее же Собственного Сына, потому что это женщина, и Ей нельзя быть священником.

Ведущий Хорошо. Дженни, вы принадлежите церкви, в которой женщин уже рукополагают на протяжении некоторого времени. Что это изменило и на что это вообще влияет?

Дженни Одна из сложностей — а нас пока еще меньшинство в священстве, и большинство среди прихожан — заключается в том, что рукоположение женщин не принесло тех изменений в церковь, на которые мы рассчитывали. Я могу только мечтать о том состоянии равенства, при котором мы бы все готовили литургию вместе, мы бы все делили между собой, мы бы созидали вместе… Многое из этого растворилось по мере того, как мы становились частью системы. Думаю, женщине так и не удалось добиться того, что мы планировали. Мы, конечно, продолжаем ободрять друг друга, говорим, что надо крепиться, надо быть более созидательными, особенно в своих отношениях с обществом. Мне кажется, женщины уже научились тому, что надо работать вместе. Я могу только мечтать, что мы достигнем этапа, на котором женщины-лидеры в церкви будут в порядке вещей, но мы еще далеки от этого.

Линда Мы можем посмотреть на страну, где эти изменения произошли уже давно, и женщин гораздо больше в церкви и у них совсем другой статус. Один из прекрасных примеров — это церковь Дании, где рукополагают женщин с 1947-го. Мои коллеги говорят, что это полностью преобразило церковь. До этого там была довольно строгая форма религии, а новые пасторы смогли сделать в своем служении больший акцент на отношениях. Теперь люди чувствуют свою причастность и больше хотят посещать церковь, быть в церкви с детьми и семьей. Это сделало церковь более доступной. Мне говорят, что это полностью поменяло порядок вещей.

Ведущий Ну подождите, вот у нас есть одна страна, где это повлекло за собой большие перемены, и другая, где, похоже все не так радужно.

Мэриам Надеюсь, что в свое время мы достигнем баланса мужчин и женщин, они будут служить бок-о-бок, и этот опыт станет определяющим для католической церкви тоже. Но если посмотреть на многие беднейшие сообщества по всему миру, где трудятся монахини, и они трудятся в очень удаленных и труднодоступных областях, и некоторые из них способны зайти дальше, чем кто-либо когда-либо добирался. Я конкретно сейчас говорю о монахине Дороти Станг. Люди, знакомые с ней, уже видят образ Христа в женщине, а не в священнике, которого пришлось бы доставить в дикие леса Амазонии на вертолете. Все эти люди уже сейчас готовы принять лицо Христа именно в этой монахине. Но ее нельзя рукоположить! Этой монахине нельзя возложить свои руки на новорожденных и передать им таинство, которое столь важно для католиков, и она не может проводить мессу с ними по воскресеньям, ей приходится вызывать мужчину. Как мы можем спокойно к этому относиться? Как на это должны смотреть в среде Христовых учеников?

Натали А вот это правда заботит меня. Думаю, если нет мужчины, женщина должна иметь возможность руководить таинствами. Это не дело, когда нужно вертолетом отправлять мужчину, чтобы исполнить все это. Только на днях я говорила с женщиной в своей церкви, которая произносила проповедь, потому что кроме нее никто не мог сделать это.

Линда Мы не можем оставлять для женщины вот такую роль только «на худой конец». Ну, пожалуйста.

Натали Думаю, это большое недопонимание, потому что в концепции «дополнения» мы пытаемся преобразить традиционалистские взгляды. И как раз мы можем сказать, что женщина — это не «на худой конец». Нет, давайте активнее вовлекать женщину, давайте обучать ее, давайте у нас будут женщины-богословы, давайте женщины будут создавать богословие. Мне очень жаль, что все богословие реформации было написано мужчинами. И это я бы хотела изменить. Я хочу увидеть, что женщины наконец всем этим занимаются и пишут богословие новой реформации, имея альтернативный взгляд на вещи. Слушателями того курса лекций, который я преподаю, в основном являются мужчины. Это они слушают лекции по женской духовности, потому что хорошо понимают, что более половины их приходов будут состоять из женщин, и они сами далеко не женщины. Возвращаюсь к вопросу в начале нашей беседы, трое участниц сказали, что женская духовность существует. Это еще больше подтверждает взгляды теории «дополнения», потому что если существует женское выражение духовности, то это так только потому, что Бог создал мужчину и женщину разными, и следовательно, нам нужна соответствующая пасторская практика в церкви, нам нужны лидеры в церкви, которые признают это. Вот чего я хочу! Я хочу, чтобы женщины обучались, приходили в церковь, но без рукоположения, и продолжали работать с другими женщинами в самых разных ролях.

Ведущий Последний вопрос каждой из вас. Что церковь больше всего потеряет, если не обратится напрямую к женщине и ее потребностям?

Мэриам Она потеряет доверие. У вас может быть восхитительная этическая доктрина, вы можете повсеместно вести прекрасную социальную работу с бедняками, но вы лишаетесь морального права на свою деятельность, когда возникает столь явная дискриминация в отношении половины населения земли.

Дженни Мы теряем дары тех людей, которые уходят от нас.

Натали Мы теряем смысл понятия Церкви. В 5-й главе Послания к ефесянам мы читаем, что Церковь должна быть отражением Христа в семейном союзе. Церковь есть союз между Христом и спасенными. Поэтому мы упускаем из виду саму Церковь, если не вовлекаем женщин настолько, насколько они того заслуживают.

Линда Эта церковь умирает. Умирание церкви на Западе происходит стремительно. С каждым новым поколением мы теряем 50% прихожан. Это происходит на фоне того, что церковь не использует женские дарования и таланты, она постоянно ограничивает женщину. И женщина отвечает им взаимностью, она реализует свою духовность за пределами церкви.

Читайте также:

Все статьи по теме Женщина в церкви

Есть вопрос или что-то не понятно? Давайте обсудим! Оставьте свой комментарий или задайте вопрос. 

Ваш вопрос или комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s