Небесные банкиры

Фрагмент интервью New York Times Book Review, ведущая Памела Пол

Что конкретно мы понимаем под исламским финансированием? Писатель Гаррис Ирфэн говорит с нами о своей книге «Небесные банкиры».

Ведущая Эта книга о предмете, который, думаю, будет интересен многим нашим слушателям, потому что мало кто в нем действительно разбирается. Исламское финансирование. Что это вообще такое?

Гаррис Ирфэн Исламское финансирование — это вид этического финансирования, то есть способ финансирования, который базируется на определенных этических принципах. Эти принципы стоят на понятиях справедливости, честности, равенства. Если некоторые следствия из этого, например, что создавать деньги из денег недопустимо, а следовательно поэтому многие считают, что исламское финансирование — это банковская деятельность только без процентов. Но этого всего лишь конечный продукт базовых этических принципов исламского финансирования.

Ведущая В чем еще отличие от других форм финансирования?

Гаррис Возможно, самый простой способ описать эти фундаментальные различия состоит в том, что исламское финансирование работает с реальной экономикой. Мы слышали на протяжении последних нескольких лет о всемирном финансовом кризисе, и как многие инвестиционные банки множили бумажки, которые мы называем дериватами, создавая при этом очень сложные и многосоставные финансовые продукты, в которых мало кто вообще понимал. И если добраться до сути, очистить слои этой луковицы, можно было разглядеть, что ничего осязаемого за этими бумагами не стоит.

Исламское финансирование старается предоставлять деньги для реальных экономических сделок, поэтому мы всегда стремимся создавать не только финансовую выгоду, но и выгоду для реальной экономики. Активы в любых финансовых сделках должны быть реальными и осязаемыми, должна также быть выгода для общества от совершения финансовой сделки, сделка должна приносить благо для людей в общем. А ведь про некоторые сделки в обычной финансовой отрасли говорят, что они общественно бесполезны. И боюсь, я должен с этим высказыванием согласиться. Многие из сделок, которые совершаются в современной отрасли инвестиционных банков, кажется, не обладают никакой ценностью для реальной экономики.

Думаю, исламское финансирование призвано создавать ценность, рабочие места, богатство, но также гарантировать, что данное богатство пропорционально распределяется в обществе.

Ведущая Давайте уже поговорим о конкретных примерах. Чем исламская ипотека отличается от традиционного кредита?

Гаррис Очень интересный вопрос, многие задают его. Мне говорили, вот вы, исламские банкиры, предоставляете ипотеку, то есть такой же контракт, из которого просто вычеркнуто упоминание процентной ставки и прибыли, и за это вы взимаете большую плату с меня. Я в целом понимаю эту логику. На самом деле, исламская финансовая организация устроена так, что берет на себя риск определенного актива и затем отдает его в аренду конкретному человеку, заемщику с возможностью выкупа дома. Можно сказать, что мы покупаем дом целиком, а затем перепродаем его, как обычный торговец за большие деньги, но при этом не берем проценты. Весь смысл в том, что банкир берет на себя реальный риск, связанный с этим активом, и становится обладателем чего-то реального, осязаемого. Очень важно понимать, что мы ведем деятельность в пространстве реальной экономики, а это несравнимо безопаснее того, как устроена деятельность других банков. Нам разрешено иметь только равноценное отношение между собственными активами и кредитами, которые мы предоставляем. И такую вещь, как «набег на банк», абсолютно невозможно представить в исламском финансировании, это когда вкладчики думают, что банк вот-вот разорится, и пытаются забрать свои деньги, а банк просто не может вернуть все деньги. У обычного банка есть коэффициент достаточности резервов, и ему разрешено давать взаймы гораздо больше, чем есть денег на счетах. Обычная финансовая экономика сильно отличается от экономики реальных активов.

Ведущая Следует сказать, что вы сами — представитель исламской банковской системы. Во что вам можно инвестировать, а во что деньги вкладывать не рекомендуется?

Гаррис Нам следует избегать таких отраслей, как алкоголь, табачная промышленность, всех тех вещей, которые наносят вред обществу, например, производство оружия и так далее. Это самые очевидные отрасли, которых нам следует избегать. Но думаю, еще речь идет о том, что мы должны придерживаться целостного подхода в своей деятельности. Компания, в которую я инвестирую или которую финансирую, — хорошая ли это компания? Правильно ли она относится к своим сотрудникам? Имеет ли она правильную политику в отношении защиты окружающей среды? Как она обращается со своими клиентами, поставщиками, сотрудниками? Вот такие слегка субъективные факторы, которые нам следует принимать во внимание, когда мы принимаем решение о финансировании. По крайней мере, так должно быть в теории. Происходит ли это в действительности — другой вопрос. Думаю, что индустрия исламского финансирования еще только развивается. Традиционные банкиры все еще доминируют в мире исламского финансирования, потому что у них есть достаточные технические навыки, чтобы осуществлять банковские сделки.

Ведущая На какой уровень дохода может рассчитывать исламский инвестиционный фонд?

Гаррис На удивление за последние пару лет в период после финансового кризиса во многих случаях доходность исламских фондов была выше, чем обычных. Основная причина для этого заключается в том, что обычные фонды размещали инвестиции на финансовых рынках, а финансовые инструменты показали плохие результаты, потому что всемирные банки активно инвестировали в неосязаемые контракты и производные финансовые инструменты. И эти инвестиции оказались провальными, они принесли большие потери банкам. Исламский фонд, который соблюдает принципы шариата, не имел право инвестировать в подобные компании или в компании, которые были обременены значительными долгами. В результате за последние несколько лет они показали хорошую доходность. Не сказать, что во времена бума они не могли показать низкую доходность, поэтому в целом доходность оказалась вполне сравнимой с обычными фондами. Уж точно не стоит опасаться вкладывать деньги в исламский фонд только по соображениям низкой доходности.

Ведущая Есть такое понятие, как исламский хедж-фонд? Или это уже противоречие?

Гаррис Это оксиморон. Возможно, конечно, создать фонд гарантированного дохода, то есть фонд, который может добиться заданного уровня дохода, скажем, 5% или 10%, но исламский хедж-фонд будет сильно отличаться от обычного понимания. Например, нельзя продавать ценные бумаги, чтобы привлечь деньги на рынке, потому что не разрешается продавать то, что тебе по закону не принадлежит. Но есть и другие способы, благодаря которым можно достигнуть нужного уровня дохода без применения запрещенных инструментов, которые обычно используются в хедж-фондах.

Ведущая Большая часть вашей книги посвящена истории исламского финансирования, которая как вы замечаете, восходит к VII веку, и начинается с интересного факта: оказывается, Мухаммад сам был успешным торговцем.

Гаррис Он был, так сказать, управляющим чужими деньгами. Он был торговцем, ему давали товары и деньги, чтобы можно было отправиться торговать и заработать денег для владельцев этих капиталов. За ним следовали разные люди — ученые, богословы, математики, которые трудились над философией, астрономией и другими точными науками, они тоже вели свою деятельность, базируясь на принципах, которые проповедовал Мухаммад. Они создавали и развивали финансовые системы, например, денежных переводов, аккредитивов, чеков. На самом деле, само слово «чек» произошло из арабского. И многие современные финансовые системы, которые мы встречаем сегодня, пришли в южную Европу в средние века во времена, когда исламская мысль была на вершине своего развития. Многие предпринимательские практики, финансовые механизмы в добавок к технологиям и математике проникали шелковым путем в южную Европу через арабских и персидских торговцев. Думаю, мы все обязаны этим философам, людям, которые создавали эти системы.

Ведущая Что сейчас происходит в области исламского финансирования? Какие тренды, какие задачи стоят перед системой?

Гаррис Исламское финансирование сейчас находится на перекрестке. Оно может следовать своему собственному пути и быть чистой альтернативой экономической системе со своими ценностями и чувством справедливости, честной игры и так далее. Или же мы можем повторять и воспроизводить традиционную финансовую систему. Опасаюсь, что мы гораздо ближе ко второму варианту. Мне кажется, исламское финансирование и наши банковские структуры пытаются просто повторять принципы долговой культуры обычных банков. Это хорошо заметно по тому, какие люди работают в исламских банках: в основном это обычные банкиры, которые пришли из мира обычных инвестиционных банков. И эти же люди благополучно сейчас устроились в исламских банках. Мы как будто играем в водное поло в снаряжении для американского футбола. Исламские банки работают в системе, которая была создана для обычных банков, а это очень непростая задача.

Не знаю, чем все это закончится, но настроен я оптимистически. Я вижу студентов, которые изучают новую модель финансирования и которые подходят к этому с настоящей страстью. Я вижу людей, которые ищут возможности перемен к лучшему, которые хотели бы преодолеть разрыв между богатыми и бедными, стремятся к более справедливому обществу. Все это вселяет надежду, что в итоге исламское финансирование останется преданными своим идеалам.

Читайте также:

Все статьи в разделе Словарь

Есть вопрос, или что-то не понятно? Давайте обсудим! Оставьте свой комментарий или задайте вопрос.

 

Ваш вопрос или комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s