Повторный брак

Священник Томас Хопко

В католической церкви идет дискуссия по поводу возможности церковного признания развода и допуска людей, которые состоят в повторном гражданском браке, к святому причастию после определенного периода покаяния. Это предложение, кажется, находится в прямом конфликте с учением католиков. Кардинал Каспер часто указывает на пример восточной православной церкви и говорит, что возможно, стоит попробовать так же. Как вообще нам поступать в случае повторных браков и допущении к святом причастию разведенных? Одна из проблем заключается в том, что то, что сейчас принято называть православным учением по этому вопросу, не всегда было нормой. Архимандрит греческой церкви венчал в свое время Аристотеля Онассиса и Джекки Кеннеди. Как видите, можно поспорить о том, что же является православным пониманием. Я расскажу о своем понимания этого вопроса.

Думаю, римокатолики хотели бы обратиться к опыту православной церкви но штука в том, что их базовое учение о браке очень сильно отличается. Классически до II ватиканского собора учение церкви состояло в том, что священник всего лишь является сослужителем таинства, которое на самом деле совершает пара. Именно супруги приносят клятву перед Богом, что они останутся верными друг другу в браке, пока смерть не разлучит их. Акцент всегда был на этой клятве в присутствии Бога. Функция и задача священника на брачной церемонии — просто быть свидетелем, что эта клятва была действительно совершена. И еще он должен гарантировать, что эта клятва вообще может быть принесена, что есть для этого все условия. В латинской церкви брачная церемония была в основном юридической церемонией, церемонией принесения клятвы, исполнения закона. По этой причине, если человек разводился и собирался жениться повторно, что-то должно было быть не так с первым браком с точки зрения закона, чтобы его можно было аннулировать. Должна была быть какая-то проблема в совершенной клятве. В моей молодости, чтобы получить разрешение на аннулирование брака, нужно было обращаться напрямую в Рим. Аннулирование означает, что на самом деле никакого брака и не было, это была ошибка, потому что не были соблюдены условия для принесения клятвы. Вот такой юридический подход.

Если римокатолик просто жил с кем-то и не заключал брака вовсе, считается, что он живет в блудной связи. Если он собирается после этого пожениться, то аннулировать ничего не надо, потому что брак и не был совершен, никаких клятв перед Богом не было принесено. Таким людям было даже проще жениться. Думаю, в православной церкви подход совсем другой. Это не юридический акт или клятва. На самом деле, в православном венчании вообще нет никаких клятв. В русской и греческой церкви был продолжительный период, когда законно пожениться можно было только в церкви. Поэтому тогда определенные клятвы приносились:

«Имеешь ли ты, (имя), намерение доброе и непринужденное и крепкую мысль взять себе в жену эту (имя), которую здесь пред собою видишь?»

«Имею, честной отче».

«Не давал ли обещания иной невесте?»

«Не давал, честной отче».

Это делалось для соблюдения официальной процедуры, а не по соображениям совершения таинства. В Америке и других странах эта формула больше не используется, потому что церковь больше не является официальным хранителем записей о браке.

Специальная служба в православной церкви для венчания была сформулирована довольно поздно. До этого супруги просто приходили к епископу, он их расспрашивал, если все было в порядке, то епископ давал свое разрешение, чтобы признать этих людей женатыми, произносил определенные молитвы, может быть, даже использовались венцы. Интересно, что сами венцы изначально являются предметом языческой церемонии. Иоанн Златоуст в IV веке заметил по поводу одной пары: «Зачем вы пришли искать венца, когда вы уже перестали сражаться, когда уже проиграли битву, как вы можете быть коронованны?» Другими словами, если они уже жили вместе, им это было не нужно.

Однозначно, сексуальные отношения партнеров, по мнению православной церкви, должны проходить только в браке, который предложен Богу, который благословлен Богом и преображен Им. Это почти как причастие святой евхаристии: вы берете хлеб, предлагаете его, возносите молитву, призываете Святой Дух, хлеб становится телом и кровью Христа. Или в крещении вы приходите в Церковь, исповедуете свою веру, произносите символ веры, отрекаетесь от сатаны, принимаете Христа — все это происходит в задней части церкви, а затем вы входите в Церковь, проходите в центр церкви, получаете венец и молитвы, а затем совершаете процессию вокруг как будто небольшого жертвенника, где располагается Евангелие. Брачная церемония в православной церкви не предполагает никаких клятв, это не юридическая церемония. Она устроена скорее как крещение. И пара уже должна быть единой с точки зрения гражданского общества. Когда же вы приходите в Церковь, вы предлагаете себя Христу, и этот брак — это не просто человеческий институт в падшем мире, а брак на самом деле исполняется на Небесах. В православном венчании нет слов «пока смерть не разлучит вас».

Церемония вообще выглядит так. Пару, которая уже принадлежит друг другу по человеческим понятиям, встречает священник при входе. В дальнем конце церкви пара одевает обручальные кольца, и супруги говорят, что да, мы действительно хотим принести свое единство и любовь Богу, чтобы наш брак преобразился в Божественный и вечный. Когда все это сделано, кольца надеты, супруги проходят в центр церкви, как и человек в случае крещения, которого встречают при входе. Венчание в православной церкви — это такой вид «крещения супругов». Они приходят и отдают себя Христу, чтобы быть едиными во Христе, как Христос един с Церковью. Очень важно чтение Послания к ефесянам. Супруги должны подчиняться друг другу. Любить друг друга до смерти, как и Христос умер за Церковь. Жена должна уважать мужа, и они должны быть вместе всегда.

В понимании православной церкви, когда умирает один из супругов, предполагается, что надо остаться верным своему супругу до смерти. Иоанн Златоуст пишет письмо молодой вдове, в котором говорит, что если ты не делила ни с кем другим свое брачное ложе, когда муж был жив, станешь ли делить его сейчас, когда он в руках Бога Отца и уже прославлен? Следует оставаться верным супругу. Интересно, что сестра Василия Великого еще даже не успела жениться, а только лишь обручилась с супругом, она всего лишь сделала обещание, что выйдет за этого человека. Но он умер, и она осталась верным ему на протяжении всей жизни. Они считала, что так правильно поступить, потому что они были обручены. В православной церкви таинство выполняется священником, а не парой. Это не юридический ритуал, нет никаких клятв, и нет возможности для аннулирования брака как для какого-нибудь юридического акта.

Все-таки предположим, этот брак разрушается, что-то пошло не так. Может быть что-то произошло, кто-то из супругов совершил измену, или один из них сошел с ума. Может ли невиновная сторона в разводе снова сочетаться браком с другим человеком в церковном таинстве? В общем, ответ да. В православной церкви есть даже церемония второго брака. Это такая покаянная служба, она не для вдов или вдовцов, а именно для разведенных. В ней говорится о покаянии в совершенных грехах, они каются в том, что их первый брак распался. Еще должно быть согласование от священника или епископа, что действительно этот второй брак не постигнет та же участь. Развод — это всегда катастрофа и провал. Можно ли исправить эту ситуацию покаянием?

Что касается причастия в случае развода. В этом случае существует так называемая невиновная сторона, и этот супруг может продолжать свою обычную практику причащения, пока он не совершает повторный брак. Однако все же главная мысль состоит в том, что можно покаяться в развале своего брака. Почему бы разведенному человеку, который совершил повторный брак по канонам Церкви, и покаялся, не разрешить после периода покаяния снова принимать причастие? Исторически существует возможность возвращения в Церковь после того, как человек совершил грех. Это же касается и человека, брак которого распался, он просто как бы перестал существовать. Но очень важно, чтобы был совершен второй брак в Церкви для этого. В православной традиции иногда это происходит дважды. Есть пример императора Льва Мудрого VI, который разводился трижды, потому что его жены не могли родить ребенка, а он хотел иметь наследника престола. Когда же он хотел жениться в четвертый раз, был назначен большой пост, а епископ сказал, нет, так поступить невозможно. Трижды — это максимум, никакого четвертого брака быть не может. Эти слова привели к популярному пониманию, что в православной Церкви можно жениться трижды, но не четыре раза. Определенная правда в этом есть, но это не означает, что просто автоматически можно жениться три раза. Женился — развелся, женился, — разошелся, супруг умер, еще раз женился, но не больше. Три раза можно, но не больше. Но это очень искаженное понимание, и это неправильно.

Можно совершить повторный брак, и супруги могут причащаться в Церкви, когда священник свидетельствует на исповеди, что они покаялись во всех грехах, которые они совершили и которые привели к распаду первого брака. Им надо исповедаться, нужна такая вот форма исповеди. Как сейчас в Церкви принято для тех, кто крещен. Согрешил — исповедал свой грех, перенес период епитимьи, а, надо сказать, в ранней церкви подобные покаянные периоды были очень продолжительными и жесткими. В случае серьезных грехов допустить к причастию могли только на смертном одре. В случае аборта после десяти лет покаяния можно было вернуться к причастию. Если согрешивший человек может вернуться к причастию, почему нельзя разрешить причастие человеку, который по-настоящему кается в том, что брак не сработал? Конечно, был развод, но вот он берет на себя ответственность за свои действия, которые привели к разводу. Всегда ведь две стороны в любом разводе. Легко сказать, что развод был виной только лишь одного человека, а другой все старался быть добрым христианином.

Римокатолической церкви, если она собирается «следовать пути восточной церкви», следует прежде всего поменять свое представление о браке. Это не юридическое действие, дело не в клятве, дело не в «быть верным, пока смерть не разлучит их» — не стоит так смотреть на это. Речь идет о том, что супруги хотят объединиться в союзе любви, создать семью, иметь детей. Мужчина и женщина — не мужчина и мужчина, или женщина и женщина — могут принести покаяния в том, что их первый брак распался. Возможно, в этом случае при настоящем покаянии по поводу того, что брак распался, они могут венчаться повторно в Церкви. И тогда они могут продолжать быть причастниками в Церкви. Очень важно это покаяние.

Почему сексуальные отношения и совместное проживание до брака — это грех? Почему секс становится препятствием для причастия? Вопрос тогда, в чем же тут грех? Что в том, что пара живет вместе, пусть они и не женаты пока что, и имеют сексуальные отношения. Иногда даже люди говорят, что Церковь выступает против секса, и как будто секс считается грехом. Но секс — это не грех. Грех состоит в том, что крещеный христианин живет псевдобрачной жизнью с другим человеком, но при этом не предложил этот брак Христу. Это все равно, что ходить на причастие человеку, который не крещен или перестал верить в крещение, но продолжает принимать причастие, потому что просто ему так нравится или так хочет мама. В любом случае, здесь большая ответственность лежит на священнике. Это вовсе не юридический вопрос, а пасторский вопрос. Священнику надо решить, есть ли достаточное покаяние в грехе, чтобы дать разрешительную молитву, чтобы снова допустить человека до причастия. Именно так на это следует смотреть.

Можно все-таки сказать, что православная Церковь против сексуальных отношений вне брака, она выступает против измены, против совместной жизни пары, если она не предложила свой брак Христу в Боге, раз уж эти люди считают себя христианами. Если они живут вместе не в браке, им не стоит подходит к причастию, пока они не поженятся, такова практика Церкви.

Развод — это всегда трагедия, но в этом можно покаяться. Когда разводящийся покаялся в своем разводе, он может снова иметь возможность жениться, если новый брак может считаться христианским, и тогда можно продолжать причащаться в Церкви. Но в любом случае это решение возлагается на священника. Ему надо ответить на вопросы. Есть ли искреннее покаяние в грехе, который был совершен? Может ли повторный брак стать настоящим христианским браком? Относятся ли супруги к своему браку серьезно? Верят ли они тем молитвам, которые произносятся? Верят ли они, что для того, чтобы иметь сексуальный союз, который является союзом между мужчиной и женщиной, которые предложили свой брак Христу в таинстве венчания? Человеку, который согрешил против таинства святого венчания, если он покаялся и свидетельствует, что его жизнь может быть по-настоящему христианской, священник может дать им разрешительную молитву, и он может снова быть допущен, чтобы стать членами Церкви и допущен к святому причастию.

Но это очень серьезное действие. Надо сказать, что сами православные очень легкомысленно к этому относятся. Сейчас уже общая практика: если ты развелся и хочешь снова пожениться, ты просто идешь в Церковь. Когда я был помоложе, это стоило 75 долларов, и за эти деньги можно было получить разрешение на повторный брак. Но решение на самом деле в каждом случае может принять только духовник, его нельзя купить. Епископ, который даже не знает этих людей, в любом случае должен обратиться за рекомендацией к священнику, расспросить его о ситуации, встретиться с парой, если вопросы остаются. Я всегда говорил своим семинаристам, что когда они будут сталкиваться с такими ситуациями, им не надо просто обращаться к епископу за советом, что делать в этой ситуации, они должны сформулировать собственное мнение по этому вопросу. И это свое решение им следует донести до епископа. Священник должен написать епископу и сказать, что он встретился с этой парой. Он может сказать так: я не верю, что они раскаиваются в своем грехе, не верю, что в этот раз они возьмут на себя ответственность за развод, не верю, что их второй брак будет успешным. Поэтому он спрашивает разрешение не допустить это венчание до того, как можно засвидетельствовать реальное покаяние. Священник таким образом выскажет свое мнение. Если же он готов сказать слова в защиту супругов, то напишет епископу и скажет, что встречался с этой парой на протяжении длительного времени, они постоянно в Церкви, они покаялись в том, что стало причиной их развода, они уже готовы и созрели для христианской жизни в своем новом браке. Поэтому он просит епископа разрешить венчание этой пары.

В любом случае решение принимать священнику, которому надо встретиться с этой парой, именно ему надо решить и попросить разрешения епископа по поводу своего решения. Интересно, что в таинстве исповеди священник не говорит, «я прощаю и отпускаю вам». И в службе крещения священник не говорит, «я крещу тебя». Здесь нет никакого «я». Раб Божий «крещается». Новую форму исповедальной молитвы привнес Петр Могила, и она говорит, «я недостойный священник властью данной мне прощать и отпускать грехи». Я даже однажды попал на исповедь к священнику, который называл свое имя в этой молитве: «я недостойный протоиерей Иоанн прощаю тебя и отпускаю грехи». Это не по-православному. Изначально молитва была такая: «Ты пришел покаяться в своем грехе перед Христом, и я свидетель, подтверждающий твое покаяние». Священник — всего лишь свидетель. Поэтому священник во время исповеди может сказать: «Я не вижу здесь никакого покаяния, и вам не стоит подходит к причастию, пока вы не покаетесь». Или же священник может сказать: «да, этот человек действительно покаялся», ему можно дать подходящую епитимью и разрешительную молитву, какое-то послушание. После этого он может снова обратиться к причастию.

Священник исполняет роль свидетеля в том, что покаяние действительно произошло. И в случае покаяния человек может жениться повторно, даже если, скажем, его жена умирает вскоре после первого брака, он может жениться в третий раз, но уж точно не четыре раза. Четыре раз точно не получится. Но также нельзя утверждать, что в православии можно жениться три раза. Церковь этого не разрешает. В православии допустимо совершить повторный брак только человеку, который покаялся в своем грехе, который он совершил и который стал причиной развода. Очень важно, чтобы состоялось это настоящее покаяние. Думаю, так и следует поступать.

Читайте также:

Все статьи Томаса Хопко

Есть вопрос или что-то не понятно? Задайте свой вопрос в комментариях, отвечу за 60 сек.

Ваш вопрос или комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s