Церковная жизнь в рассказах Чехова

Священник Томас Хопко

Антон Чехов родился в 1860 году и умер еще совсем нестарым в 1904 году. Всю взрослую жизнь он страдал от туберкулеза, его мучал сильный кашель, он исходил кровью. Чехов родился в Таганроге, его отец пел в церковном хоре и был кем-то вроде религиозного фанатика, по-настоящему одержимым человеком. Он ожидал от своих сыновей, что они тоже будут петь на службах в храме, и дети проводили долгие часы в пении, на репетициях хора и на службах. Когда они делали что-то неправильно, отец жестоко наказывал их, бил, и Чехов писал, что не помнит и дня, чтобы отец его не избивал. Его отец был сыном отпущенного на свободу холопа, и Чехов повторял, что холопская кровь была в нем, и что всей своей жизнью он пытался изгнать холопскую психологию из себя. Чехов закончил медицинскую школу и стал врачом. Он говорил, что медицина была его настоящей женой, а литература — любовницей. Чехов начал публиковаться под псевдонимом Чехонте и сначала занимался этим ради развлечения. Его ранние короткие рассказы не столь интересны и не столь хороши. Он стал по-настоящему популярным и серьезным писателем, только когда был опубликован его рассказ «Охотник», тогда его творчество все стали расхваливать как пример настоящей литературы. После этого он и прославился как писатель.

В трудах Чехова всегда очень заметно присутствие Церкви, как будто на фоне она всегда есть. Если говорить об англоязычных переводах, недавно появилось полное собрание повестей Чехова: «Степь», «Дуэль», «История неизвестного человека», «Три года» и «Моя жизнь». Священник появляется в «Степи», где есть такой персонаж отец Христофор, который увозит мальчика из дома, чтобы отправить его в гимназию. Их путь пролегает через степь, и конечно отец Христофор едет по своим делам. Во время путешествия по степи они встречают разных персонажей, также Чехов приводит описания ветров. В конце путешествия отец Христофор должен благословить мальчика и уехать. Очень грустная повесть, когда я ее читаю, я обычно плачу в конце.

В повести «Дуэль» есть персонаж, которого зовут дьякон. Причем его имя ни разу не упоминается, его просто так зовут. Молодые люди обсуждают самые разные вещи: один все говорит с научной стороны, другой — с религиозной, и вот должна быть дуэль между ними, а дьякон появляется на дуэли и останавливает ее, фактически спасает жизнь одному из них. И тот благодарит дьякона. Это все действительно отличные произведения. Просто почитайте «Степь» и «Дуэль» — это прекрасные вещи, так же, как и другие повести. Также недавно в Америке был издан сборник рассказов Чехова, и в эти рассказах по крайней мере четыре имеют непосредственное отношение к церковной жизни. Это «Панихида», «Святой ночью», «Студент», «Архиерей», которому я хочу посвятить отдельную передачу.

После падения коммунизма все архивы были открыты, и теперь мы можем читать многие письма Чехова, которые держались в тайне, они никогда не были до этого опубликованы и открыты широкой публике. Теперь появилось больше информации о жизни Чехова. Например, стало известно о его пристрастии к сексу. Думаю, в наши дни мы могли бы назвать его сексуально озабоченным. У него никогда не складывались отношения с женщинами, хотя женщины его окружали, Чехов умел с ними обходиться, и несомненно с ними у Чехова был секс так или иначе, но он также часто обращался к проституткам, и эта часть его жизни была неизвестна до недавнего времени. Те рассказы, которые имеют отношение к Церкви, были в основном написаны в 1886—87 годах, когда Чехову было около 27 лет, и он уже страдал от своей болезни. Рассказ «Студент» был написан в 1894-м, и Чехов говорил, что это его любимый рассказ, он любил его и ему нравилось, как он был составлен. Но в 1902-м за два года до смерти он написал свой предпоследний рассказ «Архиерей», который также очень важен.

Я бы настоятельно рекомендовал всем прочесть церковные рассказы Антона Чехова, потому что он знает Церковь лучше любого русского писателя, он знает литургию лучше других. В его рассказах часто появляются подробности литургической жизни, в которых он никогда не допускает ни единой ошибки. Отец Александр Шмеман говорил о Чехове, что это единственный известный ему русский писатель, который не сделал ни одной ошибки в описаниях литургического богослужения и церковной службы. Чехов очень хорошо все это знал, знал службу наизусть, и частью своего сердца любил службу очень глубоко. Чехов часто ходил в церковь, он посещал вечерние службы, хотя возможно, и не доходил до причастия. Он был типичным интеллигентом XIX века, умным, образованным. Став врачом, он читал Дарвина и подобные труды и стал ученым атеистом. Чехов сам о себе так говорил. Он ценил в человеческой жизни хорошее здоровье, свободу, образование, творчество, но и Церковь всюду присутствовала в его жизни. Чехов как будто был заражен, захвачен Церковью.

Другие рассказы, которые имеют отношение к церковной жизни и священникам, — «Кошмар», «Письмо», «На страстной неделе», «Святой ночью». В то же время были написаны рассказы «Убийство», который обязательно следует всем прочитать. Есть еще рассказ «Княгиня», и эти произведения рассказывают о том, что происходило в Церкви, и как люди относились друг к другу в церкви. Есть и другие рассказы: «Перекати-поле», «Казак», «Володя большой и Володя маленький». «Степь» была написана в то же время, «Художество». Немного расскажу вам обо всех этих рассказах.

«Студент» — рассказ о студенте духовной академии, чей день начинается рано утром Великой пятницы, когда он отправляется на охоту. Он собирается подстрелить какую-нибудь птицу, чтобы семья могла позволить себе праздничную трапезу на Пасху, а студенты духовных училищ были очень бедны. Студент идет домой, он пробирается сквозь туман и по дороге встречает двух женщин, мать и дочь, которые разложили костер и что-то готовят. Студент подходит и начинает разговор с этими женщинами. Он спрашивает, были ли они на чтении двенадцати Евангелий, и они отвечают, что были на службе. Затем он начинает пересказывать им, как Петр отрекся от Иисуса. Он очень методично рассказывает эту историю: сначала Петр сказал, что никогда не предаст Христа, потом Христа схватили, и Петр прячется. А затем, мы знаем из Евангелий, что Петру говорят: «ты был с Ним», а он отрицает это. Но люди снова настаивают и говорят: «мы знаем по твоему произношению, что ты один из Его учеников». На что Петр отвечает, что он не знает Этого Человека. На третий раз он даже начинает ругаться и снова говорит, «я не знаю Его», и тут кричит петух. Ведь Иисус предсказал, что еще до того, как пропоет петух, Петр предаст Его, отречется от Него, скажет, что не знает Его. И тогда Петр рыдает от отчаяния. Когда студент пересказывает эту историю, женщины тоже начинают плакать. Это очень трогательная история, она совсем недлинная, всего несколько страниц, но Чехов ее не зря любил, и вам обязательно нужно ее прочитать, если вам интересна церковная жизнь тех времен. Ведь речь идет о студенте академии, о его дне на утро Великой пятницы. В конце студент размышляет над тем, как все связано через века, и все приходит к нам из прошлого, и мы находим себя в таком же состоянии, как и раньше. Интересно, не чувствовал ли Чехов себя учеником Христа в этом смысле? Он так же отрекся от Него публично, потому что он находился в среде ученых и либеральных мыслителей. Впрочем, Чехов никогда не был революционером, он никогда не участвовал напрямую в политической деятельности. Главное, что его рассказы дают нам очень четкие и ясные образы той жизни. С помощью этих рассказов можно войти в ту жизнь, испытать ее во всей реальности. Это все представляется художественным вымыслом, или творческим изображением, но такова и есть настоящая литература — великое искусство. Эти рассказы дают нам возможность иметь прямую связь с тем миром, оказаться как бы внутри него. Через рассказы Чехова мы можем это пережить.

Рассказ «Кошмар» о бедном деревенском священнике, совсем еще молодом человеке. Его имя отец Смирнов, что значит смиренный. Даже ряса у него ношеная, подарок вдовой попадьи. У него очень тонкая борода, длинные тонкие светлые волосы. В их область направляют чиновника, чтобы исследовать состояние государственных учреждений, в том числе, и церквей. Чиновник отправляется в церковь, где встречает этого священника, и он абсолютно поражен. На службе ужасное пение, священник невнимателен, одеяния старые… Чиновник решает, что ему следует не просто сообщить об этой ситуации, но также он решает помочь местному священнику, например, в подготовке проповедей. Однажды священник проходит много километров по грязной дороге к дому чиновника, удивляет чиновника своим визитом, тот его пускает. Священник просит дать ему работу переписчика, ведь у него прекрасный почерк. Тогда чиновник и узнает, что священник абсолютно беден. Когда чиновник приходит к нему в дом, жена даже не может выйти навстречу, потому что ей нечего надеть. Священник не предлагает ему чай, потому что чая нет, сахара тоже нет. Это рассказ о бедности деревенских священников. И тогда чиновник решает, что ему надо как-то помочь, ему надо что-то изменить, он крайне заинтересован этой проблемой. С развитием рассказа его интерес угасает, его что-то отвлекает, а в итоге ситуация никак не меняется. Именно жизнь этого священника — настоящий кошмар.

Действие рассказа «Письмо» происходит в Великую субботу, а героями являются благочинный Орлов и дьячок, но есть еще один персонаж. Дьячок просит священника помочь написать письмо, которое ему надо отправить своему сыну Петру, который живет предосудительной жизнью, не соблюдает постов. И есть еще один священник, который запрещен в служении, он полностью сломлен, у него восемь или девять детей, ему негде служить, он алкоголик. Этот старый священник пришел в гости к благочинному, чтобы выпить и просто провести день у него, потому что ему нечем заняться. Священника зовут Анастасий, что означает воскресение. И вот благочинный диктует дьячку изящное письмо о грехе и о Церкви, потому что благочинный все равно особенно не любил этого мальчишку Петра. Когда мальчик рос, он был при церкви, и ему также не нравился благочинный, они не ладили. Так или иначе, письмо написано, и благочинный идет отдыхать перед пасхальной службой. Священник же алкоголик говорит дьячку не отправлять это письмо, мол, конечно, много в чем можно обвинить твоего сына, но не так много людей могут рассчитывать на милость в этом мире. Нет необходимости поступать так жестоко, и это ничему не поможет. Ни к чему хорошему в жизни Петра это письмо не приведет. Они еще немного обсуждают это, и дьячок решает все-таки отправить письмо, но перед отправкой он дописывает новую концовку, рассказывает сыну, как идут дела, что с ловлем рыбы, как он любит сына. Тем самым он полностью меняет тон письма, демонстрирует человеческую сторону. Очень интересная картина жизни священнослужителей того времени и их отношения к своим детям. Нужно понимать, что многие радикально настроенные люди и революционеры в России вышли из семинарий и были, между прочим, детьми священников.

Рассказ «Панихида» о том, как в церкви после литургии набожный человек заказывает службу о своей дочери и подает записку, в которой просит «о блуднице Марии». Священник на него набрасывается и спрашивает, как он мог такое написать. Андрей отвечает, что мы же пишем «воин Георгий», «утопленник Дмитрий», есть же описательные термины, а эта женщина именно блудница. Священник его спрашивает, откуда ему это известно. Мужчина отвечает, что это его дочь, та самая, которая была актрисой. Священник в итоге соглашается служить, а затем мужчина вспоминает о своей дочери. Какие отношения у них были до того, как он узнал о ее смерти, и как они пытались общаться, но у них ничего не получалось, как она тосковала по дому. Таким образом показана история натянутых отношений между отцом и дочерью, которая выходит в мир и погибает в раннем возрасте. Потрясающее введение в церковную жизнь того времени.

Рассказ «Художество» о том, как в селе решили соорудить ледяную иордань для освящения вод на Богоявление. Обычный человек Матфей, служащий при церкви, сооружает эту прекрасную иордань, делает крест, украшает его, и всем кажется, что это лучшее сооружение в округе. Только одна беда, есть еще один человек, который раздает указания Матфею и говорит ему, что делать, а сам ходит, наблюдает, постоянно курит. Когда же все собираются на молитву и освящение воды, они видят это произведение искусства, и все думают, что именно этот бездельник соорудил его. Ему остается вся похвала за эту работу. А Матфей во время службы великого освящения воды — снова в церкви, где наводит порядок, продолжает свою работу. Какая возможность заглянуть в жизнь церкви того времени!

Рассказ «На страстной неделе» о том, как мальчик идет на исповедь. Дома его красиво одевают по случаю, говорят, что ему надо поститься до следующего дня, а происходит это все во время страстной седмицы. Мальчик идет в церковь и стоит в очереди с другими кающимися. В очереди стоит красивая женщина, и он начинает размышлять, какой грех она совершила. Вдруг ему кажется, что со всех изображений и икон святые смотрят на него и как будто сердятся на него. В очереди стоит другой мальчик, с которым они все время дерутся, и дети снова вздорят. Но вот приходит очередь мальчика, он идет на исповедь. Священник очень устал, мальчик совершает исповедь. Мальчика удивляет запах священнической рясы, она пахнет ладаном и церковью. И мальчику кажется, что теперь и он так же пахнет, потому что его грехи отпущены, А коны теперь как будто улыбаются ему, и когда он возвращается домой, он уже ничего не может есть. Ему сшили новую рубашку для исповеди и причастия, и на следующий день он идет на святое причастие. Очень интересный рассказ из церковной жизни, как этот священник стоит и выслушивает бесконечные исповеди, и как люди дожидаются своего череда. Очень трогательная история.

Рассказ «Святой ночью». Монах перевозит людей через вышедшую из берегов реку к монастырю, чтобы они могли посетить пасхальную службу. Этого насельника зовут Иероним, он очень устал от работы. В лодку заходит мужчина, и монах говорит, что его лучший друг умер в Великую пятницу, и что он очень переживает. Человек хочет ему посочувствовать, но не готов слишком вдаваться в подробности. Иероним ему рассказывает, что его друг был иеродьяконом в монастыре, и что он писал акафисты. Его акафисты очень красивы, что он очень хорошо знал, как следует составлять акафисты, и что они все одинаково начинаются со слова «ангел». Затем Иероним говорит, что никто в монастыре не проявлял никакого интереса к этим прекрасным акафистам, которые писал его друг, и насколько монахи были черствы. Когда его собеседник переплывает на другой берег, он идет к церкви, которая переполнена людьми. Священники всех приветствуют словами «Христос воскрес», автор прекрасно описывает эту сцену в пасхальную ночь. Затем он думает об этом иеродьяконе, которого зовут Николай, он пытается найти его тело повсюду, потому что он умер только накануне, в Великую пятницу. Он ищет его, но не может найти. Наконец, гость спускается обратно к парому и собирается уехать, ему надо снова перебраться через затопленную переправу. Иероним все еще работает на пароме, который без устали перемещается туда и обратно. Он работает всю ночь, и автор спрашивает как же так получилось. Монах отвечает, что никто не пришел его заменить, теперь же все пойдут на праздничную трапезу у архимандрита, а Иероним будет дальше трудиться. И снова какой удивительный рассказ, как будто бы даже об однополой любви. Иероним так тепло говорит об этом иеромонахе Николае, насколько нежным и внимательным он был, как он посещал его по ночам, как они читали акафисты вместе, насколько замечательно они проводили время вместе, а теперь он умер. И не сказано, отчего он умер. Фантастический рассказ, чтобы понять, как была устроена церковная жизнь в то время.

Есть и другие рассказы, о которых я упоминал, например, «Убийство» — о сектантах, которые не ходят в церковь и служат в своих домах. Их родственник, тоже прошедший в прошлом через это, призывает их остановиться, просит посещать церковь, как все. Матвей говорит, что все, что за пределами обычного — от дьявола. Во время ссоры его ударяют по голове бутылкой постного масла, и он умирает. То есть эти люди в общем-то убивают его. Дальше они решают, как им избавится от тела и главное сохранить свой привычный образ жизни. Такой вот рассказ о религиозных отклонениях, и как люди становятся их жертвами.

«Княгиня» рассказывает о настоящей княгине, которая отправляется в монастырь, где все встречают ее, как будто рады ей. Монахи приводят ее в свои кельи, приносят чай. Княгине это все по душе, она размышляет над тем, как все это прекрасно, она парит над миром, как будто птица. Она конечно почти не ходит на церковные службы, а во время служб сидит на скамейке при храме. К ней подходит местный врач, вдовец, он работал всю ночь и очень устал. Когда-то он служил этой княгине, и его жена работала на нее. А после того, как жена погибла, графиня даже не заметила ее ухода, не захотела ничем помочь. В разговоре врач быстро теряет контроль над собой и говорит княгине, насколько она ненастоящая. Она на самом деле даже не любит монахов, не ходит на службы, она не верующая, не заботится о людях, она только и способна что думать о своем величии. Зачем она вообще заявилась к монахам? Он ей высказывает всю правду. На утро, когда она уезжает, он приходит к карете, чтобы попросить прощения: «Простите княгиня за то, что я наговорил». Тогда она уезжает и снова думает о себе как бы о птице: «Да, я знаю, что Христос сказал, что кто возлюбит Его, пострадает за Него». И все еще она считает себя святой прекрасной женщиной, которую любят все монахи.

Рассказ «Володя большой и Володя маленький» о том, как молодая женщина, ведущая веселый образ жизни, решает стать монахиней и отправляется в монастырь. Как-то ночью друзья решают навестить ее. Они находят ее, она изменилась, стала очень бледной. Старые друзья предлагают ей прокатиться с ними, на что она неожиданно соглашается. Очень интересный рассказ о разделениях между людьми.

Рассказ «Казак». Мужик с женой возвращаются домой после пасхальной службы, они везут с собой кулич, пасху, и по дороге встречают больного человека, у которого не было времени купить кулич. Мужик хочет отдать ему часть кулича и приветствует его словами «Христос воскрес». Когда они возвращаются домой, жена набрасывается на мужа: «Как ты хотел отдать кулич, который мы должны поставить на стол?» А мужик все еще думает об этом бедняге и даже снова отправляется искать его, потому что чувствует вину за то, что не соблюдает заповеди Евангелия. А его собственную жену больше интересует домашняя трапеза, чем возможность накормить этого беднягу. Опять же удивительное описание этого противостояния мужа и жены.

Рассказ «Перекати поле» о еврее, который становится христианином, отправляется в монастырь, о том, как ему сложно, что он запутался. Автор тоже отправляется в этот монастырь, который переполнен людьми, и оказывается в одном номере с этим человеком. Это рассказ о том, каково это перейти в другую веру, и о том, чего искал этот еврей, что у него не было денег, как он был беден. Это история о церковной жизни, описанной абсолютной потрясающим образом.

Все эти рассказы прекрасны, но лучший рассказ Чехова, его последний рассказ, который повествует о церковной жизни, — «Архиерей». Я посвящу ему отдельную передачу. Еще раз всех призываю прочитать эти рассказы Чехова, они дадут вам реальное представление о ежедневной жизни, и том, что как строились отношения в Церкви между людьми. Это показано удивительно и с большим чувством. Особенно трогательно и точно Чехов описывает события, связанные с литургией. Эти описания часто встречаются в рассказах, например, в «Убийстве» дело начинается накануне праздника Благовещения, когда Матвей, которого в итоге убивают, поет в хоре. Он любит петь псалом «Архангельский глас» в своей тональности тенора — это очень трогательно описание, но также очень подробное и внимательное к деталям. Эти рассказы стоит прочесть всем, кто действительно интересуется церковной жизнью в России в XIX веке.

Читайте также:

Все статьи и лекции Томаса Хопко

Есть вопрос, или что-то не понятно? Задайте свой вопрос в комментариях, отвечу в течение 60 сек.

 

Церковная жизнь в рассказах Чехова: 4 комментария

  1. Полная чушь, Чехов ВЫСМЕИВАЛ церкви.
    Как, однако, «далеко» пошли, чтобы народ зомбировать.
    Правительство сказало — Стоить церкви, и вот — прославляют . А зачем они нужны? Для отмывания народных денег.

    1. «За ширмочкой истязуют, а по сю сторону её — улыбаются и умиляются. Недаром из семинарий и духовных училищ вышло столько атеистов”. А.ПЧехов

Ваш вопрос или комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s