Насилие над женщиной и религия

Передача радио Би-Би-Си Уэльс, ведущий Рой Дженкинс

Две женщины умирают в Британии каждую неделю от руки своего партнера или бывшего сожителя. Одна женщина из четырех на протяжении жизни станет жертвой семейного насилия, которое иногда ставит ее жизнь под угрозу. Во всем мире насилие мужчины над женщиной является основной причиной смерти женщин в возрасте от 19 до 34 лет, это больше, чем гибель от наркотиков, автомобильных аварий или болезней. В Уэльсе более 1300 женщин сбежали из своих семей в прошлом году по этой причине. Шокирующая и глубоко угнетающая статистика. Сегодня мы задаемся вопросом, помогает ли религия бороться с этим фундаментальным нарушением прав женщин, или же религиозные учения лишь подпитывают подобные проблемы. У меня четыре гостя: Самсония Али, заместитель директора валлийской благотворительной организации, которая работает с женщинами различного происхождения, ищущим приюта и защиты от насилия, Питер Грант, содиректор христианской организации, которая проводит кампании за прекращение насилия в отношения женщин, профессор Эрил Дэвис, эксперт по феминистскому богословию в английском университете, а из Оксфорда к нам присоединяется Лора Гилл, представитель Баптистского миссионерского общества, создавшего документальный фильм о насилии над женщинами.

Слышен фрагмент документального фильма о жертвах насилия, история из Уганды Я была изнасилована одним человеком из нашей деревни, и мое детство закончилось в этот день. То, что я пережила, невозможно забыть. Но можно жить с достоинством, можно жить с высоко поднятой головой. И это тот секрет, который я хранила много лет, но решила поделиться им сегодня в рамках кампании по защите достоинства. Мне приходится постоянно бороться с собой.

Ведущий История этой женщины — ужасна. Но чтобы уж расставить все по местам, когда мы говорим о насилии в отношении женщины, мы говорим не только об изнасиловании?

Лора Гилл Нет. Этот термин определяет огромный спектр проблем, в который конечно входит изнасилование в семье, изнасилование на улице, изнасилование в результате военных действий. Но мы не только о таком насилии говорим. В нашей кампании речь идет о насилии со стороны интимного партнера, заключении брака с детьми, насилии в отношение детей, в отношении девочек в школах, сексуальном рабстве, принуждению к проституции.

Ведущий Какой-то определенный тип женщин становится жертвами подобных преступлений? Можно хоть как-то их определить, или вообще ничего общего у жертв нет?

Лора Думаю, существует множество мифов о том, какие женщины становится жертвами. Статистика же по всему миру ясно демонстрирует, что любая женщина может стать жертвой насилия со стороны мужчины. В среднем по всему миру статистика еще хуже — каждая третья женщина становится жертвой. Но именно пол жертвы является определяющим фактором этого насилия.

Ведущий Насколько распространена проблема у нас в Уэльсе? Какие женщины прибегают к помощи ваших хостелов и консультационной помощи?

Самсония Али Мы помогаем женщинам самого разного этнического происхождения. Мы не исключаем никого, кто пострадал от семейного насилия или от любых других форм насилия против женщин. Но наша служба уделяет особенное внимание культурным и религиозным потребностям женщин. Наши клиенты становятся жертвами членовредительства, сексуального рабства, принудительного брака.

Ведущий Насколько вообще насилие против женщин стало нормой нашей жизни?

Самсония Думаю, ваши данные верны, и каждая четвертая женщина становится жертвой семейного насилия в какой-то момент. Но с учетом нашей специфики корни проблемы уходят еще глубже. Когда женщина приходит в наш приют, ее конечно подталкивает к этому какая-то конкретная форма насилия, но по мере того, как мы узнаем подробности ее жизни, становится ясно, что женщина подвергалась различными формам насилия одновременно.

Ведущий Некоторые люди говорят, что это чисто женская проблема. Насколько это проблема и для мужчины тоже?

Питер Грант Мы всегда были убеждены, что это не только женская проблема. Это общечеловеческая проблема. В действительности именно отношение мужчины к этому вопросу и поведение мужчин должно измениться, чтобы решить этот вопрос. Это же вопрос отношений, равенства в вопросе отношения друг к другу, поэтому все мы должны принимать участие в решении этой проблемы.

Ведущий Деятельность вашей организации призвана уничтожить подобное насилие. Но в чем именно состоит ответственность мужчины в этом вопросе?

Питер В своих кампаниях мы призываем мужчин уважать женщину, нам следует помогать друг другу уважительно относиться к женщинам и следить за своим поведением, мы обращаемся ко всем с призывом не замалчивать эти вопросы. Мы знаем, что у мужчины особенная роль в общении с другими мужчинами, и нам вместе надо сузить саму возможность подобного поведения мужчины, которое в нашем обществе стало столь приемлемым. Что касается конкретных способов, то можно, например, вступить в дискуссию со своим знакомым в пабе, когда он начинает хвастаться тем, как обращается со своей женой или партнером. Нам нужно научиться ограничить сексистские шуточки или комментарии и научиться противостоять этим явлением, всегда говорить, что даже наше отношение к этой проблеме имеет значение.

Ведущий Что вас лично заставило встать на этот путь? Что сподвигло вас?

Питер Я могу вспомнить конкретный день, когда это произошло. Я участвовал в конференции в августе 2008-го и услышал рассказ женщины из Намибии, которую изнасиловали трижды в подростковом возрасте. Сначала это произошло в Намибии, потом дальнобойщик изнасиловал ее по пути в Южную Африку, и еще раз это произошло в Южной Африке. Думаю, все, кто тогда услышал эту историю, с ясностью осознали, что мир просто не может быть так устроен. И результатом этой череды изнасилований не стало наказание мужчины — жертва не рассказала об этом своей семье, не рассказала полиции, — и можно предположить, что те люди продолжали насиловать других женщин. Поэтому все участники конференции тогда поняли, что нам надо что-то с этим делать, особенно в смысле направления усилий церкви и призыва к самим мужчинам не замалчивать подобные вопросы.

Ведущий Эрил, вы преподаете в том числе феминистское богословие. Насколько вам кажется насилие по отношению к женщине распространено среди мужчин?

Эрил Мне кажется, эта проблема находится в зоне внимания всех людей. В особенности потому что существует столько ужасающих историй насилия в Библии. Например, в Быт. 19, два ангела в человеческом обличии посетили Содом и остались на ночь в доме Лота, и когда они были там, жители Содома окружили дом и угрожали изнасиловать посетителей, а Лот старался их защитить, предлагая собственных дочерей разозленной толпе, чтобы вместо этого насилие было совершено над дочерьми. Есть такие истории изнасилования и в Ветхом Завете неожиданно жертвами считаются родственники-мужчины пострадавшей женщины. Например, как было в случае с изнасилованием Дины (Быт. 34).

Ведущий Некоторые люди с готовностью используют подобные фрагменты из священных книг в поддержку понятия женского подчиненного положения…

Эрил Несомненно есть фрагменты в Ветхом Завете, которые рассматривают женщину как неравноправного субъекта, лишенного многих прав. К примеру, до брака женщина находится под властью своего отца, а после — под властью мужа. И часто подобные постыдные и нелицеприятны аспекты Писания пытаются замести под ковер, как будто бы эти тексты не составляют наш канон Священного писания. Это не слишком честный способ взаимодействия с Библией, потому что нашим прихожанам часто представляется сокращенная или цензурированная версия Библии.

Ведущий Как вы думаете, в какой степени христианская вера несет ответственность за пропаганду неверного взгляда на половое равенство, частично из-за тех вещей, который можно прочесть в Библии?

Питер Думаю, некоторые трактовки Писания как будто бы действительно оправдывают мужское превосходство над женщиной. Если же мы переносимся в христианскую церковь, нам следует обратить внимание на пример Иисуса, и посмотреть, как Он обращался с и женщинами, и мужчинами, какое уважение Он демонстрировал. В Нем мы получаем удивительный пример мужественности, которая при этом уважительна к женщине. Наше современное понимание того, что значит быть хорошим и успешным мужчиной, ушло далеко от того, Кем Себя представлял Иисус.

Ведущий Если мы так далеко ушли от высокой планки, можно ли Библию читать в таком аспекте, который бы не вызывал чувство стыда? Может ли феминистское богословие освободить текст от такого искаженного отношения к женщине?

Эрил Традиционно нам навязывали рабское отношению к тексту, нас как будто заставляли подчиняться авторитету текста. И я считаю, что наша задача войти в диалог с текстом, и мы можем понять, что наше заключение о верности некоторых утверждений тогда может быть подвергнуто сомнению.

Питер Когда мы читаем многие истории в Ветхом Завете, мы не можем понять, насколько эти действия поддерживались обществом в те времена. Впрочем, мы можем сделать и практические выводы из прочитанного, например, об изнасилования Фамари (2 Цар. 13), где говорится о том, что многие мужчины сделали вид, что не заметили этого. Мы понимаем, что нам так поступать не следует.

Ведущий Насколько некоторые наши предрассудки получают поддержку в религии? Кто-то может сказать, ну и что, пусть в некоторых вероисповеданиях женщины не могут занимать главенствующее место… Кажется, что религия часто вносит свой вклад в угнетение женщин.

Лора Думаю, мы все можем согласиться в том, что есть множество религиозных институтов в различных вероисповеданиях включая христианство, где патриархат поддерживался на протяжении многих лет. Хотя женщины, которые боятся с этими представлениями, всегда могут найти поддержку в учении Христа, как верно заметил Питер. Библия же часто предполагает обратное и дает нам истинный образ того, как нам стоит относиться друг к другу. Думаю, есть образ в Быт. 1 — 2, сильно отличающийся от того, что мы видим после падения. Мне кажется, очень важно смотреть на то, что Иисус в Евангелиях действует и существует в патриархальном мире, в котором нормы насилия над женщиной оправдываются и утверждены, и иногда незаметно, иногда на Собственном примере, иногда словами бросает вызов этим устоям.

Ведущий Самсония, ваша организация помогла тысячам женщинам по всему Уэльсу различного вероисповедания. Насколько, по-вашему, религия может стать барьером для женщины, чтобы обратиться за помощью к вам?

Самсония Мы помогаем женщинам самого разного происхождения, религий: к нам обращаются христиане, мусульмане, индуисты, буддисты, иудеи, но мы при этом уверены, что ни одна из этих религий не поддерживает насилие в отношении женщины. Думаю, что только недостаток знания со стороны женщины ставит ее в столь уязвимое положение. Если бы женщина знала свои права, она могла бы опереться на тот факт, что ни одна религия не поддерживает подобное насилие. Мужчины же часто становятся жертвами неверной трактовки и толкования Писания — и только это дает мужчине власть и контроль над насилием.

Ведущий Вам не кажется, что иногда партнеры женщин, над которыми совершено насилие, использовали религию в свое оправдание? Как будто они говорят, «знай свое место», потому что в Книге так написано, или «наша традиция говорит об этом».

Самсония Так и происходит. Классический пример — это когда мужчина верит, что после свадьбы жена попадает под власть своего мужа, и он может делать с ней, все что захочет. И как будто только пока она выполняет его указания, она может надеяться на спасение. Есть ведь женщины, которые верят в это! Я мусульманка по происхождению, и могла бы стать жертвой такого представления, но Каран нам в помощь. Его можно изучать, его переводят, его можно понять. Это дает женщинам больше возможностей понять то, что мы читаем, и ситуация сейчас лучше, чем 30 — 40 лет назад. Еще ребенком мне приходилось все это учить наизусть и пересказывать, но мы не очень-то понимали, значение до тех пор, пока его не объяснит имам. Теперь же можно прибегнуть к оригинальному тексту, чтобы понимать, каковы права женщины. Мне кажется, все больше женщин пользуются этой возможностью. Но этого недостаточно, потому что если мужчина выражает агрессию, он оказывается физически сильнее. И если он не готов слушать, он будет вести себя, как прежде. И конфликт от этого только обостряется, потому что женщины лучше знают свои права теперь.

Ведущий Насколько просто женщине говорить о том, что с ней произошло? Может ли она это свободно обсудить среди соседей, знакомых, религиозных лидеров?

Самсония Нет, конечно. Когда речь заходит о соседях, срабатывает фактор стыда. Если мать в азиатском обществе узнает, что ее сын вовлечен во что-то нелицеприятное, например, имеет добрачные отношения, она постарается это скрыть, чтобы никто об этом не узнал. Эта скрытность играет свою роль. Даже у женщин, которые спасаются от семейного насилия, фактор стыда преобладает: что будет с репутацией мужа, как это переживут родители? Существует множество причин, по которым женщина не готова обсуждать подобные проблемы в семье и своем сообществе. Многие женщины, которым мы оказывали помощи, страдали на протяжении многих лет до критического переломного момента, и только тогда они были способны принять решение и смогли уйти. Но главное, что мы теперь знаем, что многие женщины, которые обратились к нам за помощью, страдают от семейного насилия на протяжении многих лет. Но хорошо, что с течением времени количество таких случаев сокращается.

Ведущий И это вне зависимости от их религиозных предпочтений?

Самсония Да, это среди всех женщин так. Не думаю, что существует какая-то одна конкретная религиозная группа, которая подвержена большему риску, чем другие. Каждый раз насилие мужчины над женщиной происходит без относительно расы и религии, статуса и образования. Это может произойти с каждой. К нам обращаются за помощью женщины, у которых успешная карьера, отличное образование, эти женщины могут иметь докторскую степень…

Ведущий Когда мы готовились к этой передаче, мы узнали о супруге одного церковного лидера, которая долгое время терпела различные формы эмоционального и физического насилия. А другие женщины из этой общин посоветовали ей лучше молиться и нести свою ношу. Видимо, это все-таки свидетельствует о том, что вера составляет часть проблемы. Как бы вы отреагировали на подобную историю?

Лора С грустью. Но также без особенного удивления. У нас большая необходимость в обучении людей, не только в церкви, конечно, — но в церкви, в том числе. Мы надеемся своей деятельностью рассказать, как можно помочь женщине, пережившей насилие, которая решила поделиться своими страданиями внутри церкви. Священников этому даже может и не учат в богословских семинариях или еще где-то. Мы добьемся больших перемен, если просто даже будем опираться на систему простейших советов — вот так поступай в подобной ситуации, а так не стоит. Если это знание есть у священника в церкви, он сможет осознанно им поделиться с кафедры, чтобы этот вопрос признавался всеми без стыда во время проповедей, через молитву или даже при помощи раздаточных материалов.

Эрил Меня этот пример тоже удивляет. Подобные примеры могут отталкивать людей от веры иудео-христианской традиции, как будто бы она неизбежно является сексистской и опасной для интересов женщины.

Питер Мы проводим специальные кампании в церквях, чтобы признать факт семейного насилия в том числе и среди наших прихожан. Есть настоящий риск того, что наше учение о всепрощении, поддержании брака любой ценой, молитвенности может действительно вести к такому эффекту. Прошлым летом мы провели встречу для 60 женщин-христиан, которые смогли поделиться с нами тем, что народятся под гнетом своих партнеров. И они в основном не отвернулись от Бога, а стали бросать вызов Богу, как будто говоря: «Где же Ты, как мы можем найти Твою поддержку, как можно преодолеть эти проблемы, как мы можем вести свою молитвенную жизнь вместе с другими христианами, которые понимают, через что нам приходится проходить?» Нам важно сделать так, чтобы такое отношение могло возникать внутри церкви, чтобы здесь было безопасно.

Лора Безопасное место — да. И думаю, нам надо всем работать над тем, чтобы сделать церковь безопасным местом.

Самсония К нам обратилась за помощью мусульманка, которая до этого получала помощь и советы в другой организации. Ей там сказали, чтобы она просто молилась и духовно переживала эту ситуацию. А ведь ей пришлось пережить грубое физическое насилие. Когда она пришла к нам, мы тоже постарались действовать на основе ее религии, но мы не готовы мириться с тем, что с ними происходит. Мы не заставляем женщин покинуть свой дом, но предлагаем сделать осознанный выбор и предложить правильный совет. Если вы не можете найти этого в своей собственной вере, мы поможем вам разобраться. Но мы просто не можем поддержать и замолчать любую форму насилия над женщиной. Каждая женщина должна восставать против насилия. У нее есть все права покинуть семью, в том числе и на основании своей религии, если ее пытались ввести в заблуждение ложными трактовками.

Ведущий Лора, какой отклик вы предполагаете в реальности на свою кампанию? Сколько обычных церквей воспримут вашу идею и понесут ее своим прихожанам? Как мы можем изменить свое отношение?

Лора Очень сложный вопрос, но я полна надежды и веры в лидеров наших церквей. Я верю в пасторскую заботу, которую можно получить по самым разным житейским вопросам. Конечно, нам предстоит большой процесс обучения, и понятно, что священники очень заняты и много работают, но мы все-таки надеемся предоставить в их распоряжение инструменты, чтобы они могли самостоятельно продумать эти вопросы для своего прихода. Меньше всего мы хотим их заставить думать точно так же, как мы.

Ведущий А может не времени у них нет, а они просто противятся сути вашей кампании?

Лора Возможно. Есть целый спектр отношений, того, как люди реагируют на нашу кампанию. Некоторые люди уже на передовой, они уже поставили свою подпись под «хартией уважения» в церкви, они уже говорят об этом, они смело признают эту проблему. Но конечно же, есть люди, которые оказывают сопротивление.

Ведущий Ресурс, о котором говорит Лора, частично состоит из советов для проповедей, которые обсуждают сложные места в Библии. Насколько просто будет проповедникам вооружиться этими объяснениями, когда им приходится в реальной жизни объяснить очень-очень непростые ситуации по отношению к женщинам?

Эрин Непросто взять и произнести такую проповедь по воскресеньям. Проблема лежит в том, насколько высокий авторитет имеет Библия как священный текст. Если бы могли читать Библию, как любую другую книгу, ее учения бы не имели для нас стольо высокого авторитета.

Ведущий Когда мы видим предосудительное поведение в Библии, почему некоторые люди полагают, что они должны копировать подобное поведение, эти ужасные злодеяния?

Эрил Ну у нас есть и примеры другого отношения. Вот вышла книга «Что вместо Бога Отца?», которая полностью отвергают авторитет Библии именно из-за тех примеров, которые можно там встретить. Потому что текст как будто бы формирует образ Бога как своеобразного патриарха на Небесах, этакого всесильного правителя-мужчины. И мы понимаем, что этот образ используется для оправдания приниженного положения женщины в обществе.

Ведущий Как бы нам обойти эти проблемы?

Питер Ну в Писании мы также видим очень сильную тему, которая показывает историю равенства отношений мужчины и женщины. Мужчина и женщина созданы равными и будут равными в вечности. Когда же мы видим насилие в греховном падшем мире, мы должны осуждать это. Новый Завет однозначно говорит нам, что надо любить друг друга, муж должен любить свою жену, как Христос возлюбил Церковь и отдал Свою жизнь за нее. Вот такой стандарт у нас есть самопожертвования, а не издевательства.

Ведущий Последний вопрос для всех. Какой главный вывод должны извлечь люди из движения за равенство и из вашей кампании?

Самсония Мужчины должны помнить, что женщина, над которой они издеваются, тоже чья-то сестра, дочь или мать, и что с вашими близкими то же самое может произойти. Мы думаем, что это главная мысль, которую мы стараемся до всех доносить, чтобы получить поддержку и со стороны мужчины. Нам нужны мужчины в любой среде, которые бы могли поддержать то, чем мы занимаемся. Женщина не может быть одна в этой борьбе, нам надо охватить и мужчин.

Питер Мы делаем фокус в работе с мужчинами, мы взываем к их сознательности. Мужчины должны в этой борьбе стоять рядом с женщинами, чтобы возвысить за них свой голос.

Эрил Люди должны задаваться не только вопросом, что же эти тексты означают, но что эти тексты делают с нами, какой эффект они оказывают на женщин, которые становятся жертвами физического насилия. И это понимание должно оказывать влияние на то, как мы понимаем Библию и трактуем сомнительные фрагменты из Библии.

Лора Обратите внимание на те вопросы, которые мы сегодня поднимали. Послушайте истории пострадавших женщин. Все наши героини либо были христианами, когда над ними было совершено насилие, или стали христианами после сексуального насилия над собой. И это стало возможным из-за миссии тех христиан, которые встретились им на пути, в этой кромешной тьме. А еще потому что они нашли свет через христианскую веру.

Читайте также:

Все статьи по теме Женщина в церкви

Есть вопрос или что-то не понятно? Задайте свой вопрос в комментариях, отвечу за 60 сек.

 

Ваш вопрос или комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s