Добро и зло

Предлагаем вашему вниманию часть беседы, проходив­шей на занятиях Миссионерской школы. Мы выбрали самую, может быть, острую часть этой беседы. Почему в мире наравне с добром существует зло? Как в мир при­ходит зло? Почему Бог не уничтожает зло, но позволяет ему действовать? Частное и глобальное добро и зло.

Чаще всего разговор о добре и зле сводится лишь к личностным от­ношениям человека к человеку. Это частное проявление добра либо зла. Но любое проявление этих категорий взаимоотношений должно иметь какие-то основы, фундамент, на котором выстраивается «здание» добра или зла. «Строителем этого здания» является сам человек, а вот что является фундаментом, мы попробуем разобраться.

Для христианина, основа всякого добра есть Бог, причем Он явля­ется Сам по себе абсолютным Добром и в Нем нет никакого зла. Можно ли с этим согласиться?

Сначала скажем несколько слов о Боге. Что мы можем знать о Боге и откуда? Есть два пути познания Бога — естественный и сверхъестественный. Естественный путь — по­знание через окружающий мир, через Его творение. Сверхъестествен­ный путь — через непосредственное откровение Бога о Самом Себе.

Оба откровения дают нам знание о Боге как о Причине всего су­ществующего, его Творце: «Вначале Бог сотворил…» (Быт. 1:1–31), «… Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть…» (Ин. 1:1–4). В Откровении Бог именуется Светом, Жиз­нью, Добром, Любовью (Ин. 1:9–10) и как абсолютное Добро, Он и весь мир творит добрым и совершенным: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма…» (Быт. 1:31).

Бог не просто Сам является абсолютным Добром, но и причиной всякого добра в мире. При творении человека, Бог творит его также добрым и совершенным, творит его по Своему образу и ставит его владыкой над всем сотворенным миром, одушевленным и неодушев­ленным. (Быт. 1:27–28 ).

Как мы можем характеризовать это глобальное Добро, исходящее из Бога? Это Божественная энергия, направленная на благо всего тво­рения. Бог — это основа и первопричина всего сущего. Описать Его какими-то земными категориями для нас невозможно, любое описание будет символичным. Например, говоря, что Бог есть Добро, мы подразу­меваем, что Он не есть зло. Говоря, что Бог есть Любовь, мы говорим, что Он не есть ненависть.

Если мы предполагаем, а верующий человек опытно знает, что Бог есть Добро, и Добро мы в принципе определили как вечную категорию, исходящую от Бога, как Божественную энергию, направленную на благо Своего творения, то что же есть зло?

Руководствуясь обычной логикой можно предположить, что зло есть отсутствие Добра. Отвращение от Бога, как источника добра и по­рождает зло. Бог сотворил все добрым, хорошим. Ничего дурного Бог не творил, Он не творил зла. Откуда берется первое зло? Как же Бог мог это допустить?

Зло, как отпадение от Бога — Источника добра, входит в мир с от­вращением от Бога Люцифера (Эосфора греч.) — одного из высших ангелов, ангела света, сотворенного Богом. Получается, что источ­ник зла находится в самом первом творении, ангеле, который пал? (Лк. 10:17–18).

Как Бог мог такое сотворить, что в результате, из Его творения произошло зло? Бог наделяет Свое творение свободной волей. Но раз Бог любит всех, почему Он не мог сотворить волю, которая бы вела только к добру?

Бог есть Личность. Любовь — одно из таких имен, которое наи­более полно выражает Бога в отношении к Личности. Бог творит и ан­гелов, и человека по Своему образу, то есть личностными существами. Есть ли любовь в том, что Бог творит существа, которые могут творить зло?

Бог сотворил ангелов, а потом и человека свободными. В чем эта свобода? В чем конкретно заключается свобода, данная Богом как ангелам, так и человеку впоследствии? Отцы Церкви говорят нам о том, что свобода была не абсолютной, в том смысле, что «делай что хочу». Свобода заключалась именно в свободном выборе между бытием с Богом и жизнью без Него. Один из высших ангелов Денница (Эосфор) решил воспользоваться своей свободой. Неудовлетворенный своим по­ложением, имея зависть к Богу, и желание уравняться с Богом, восстает против Него: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». (Ис. 14:12–17). Что происходит в этот момент? В мир входит зло. В чем оно заключается? В отвращении от Добра. Почему зло не могло существовать до момента отвращения Денницы от Бога? Потому что Бог просто не творил зла, и если добро это самосущая (вечно пребывающая) категория, оно имеет свою сущность, то зло сущности не имеет, потому что это просто отсутствие Добра. Точно так же, как тьма сама по себе не может существовать. Тьма — это отсутствие света, так и зло лишь отсутствие добра. Без творения личностного существа отпадение от добра не могло произойти.

Почему Бог допустил возможность отпадения Его творения от до­бра?

Бог творит ангелов и человека по Своему образу — свободными. Что нужно, чтобы эта свобода реализовалась? Когда я свободен? Когда есть выбор. Я могу пойти налево или направо. Если у меня только одно направление, только одна степень свободы, я не свободен, я огра­ничен. Если Бог творит весь мир в добре и ограничивает его в этом добре, не дает ему выбора, то о какой свободе может идти речь? Для того, чтобы свобода реализовалась, нужен выбор, и Господь дает его ангелам, а потом и человеку.

Часть ангелов избрали жизнь с Богом, а часть отпали от Бога. С отпадением ангелов от Бога в мир входит зло, оно не потенциально, а реально существует уже до сотворения человека. Поэтому когда Бог творит человека, чтобы сделать его соучастником своей Любви и Добра и дает ему заповедь о любви в послушании Отцу, Он предупреждает Свое творение о пагубности для него вкушения плода познания добра и уже существующего зла. (Быт. 2:16–17).

Бог не запрещает человеку это познание, Бог дает человеку вы­бор и предупреждает его о последствиях этого выбора: ты можешь быть со Мной и быть бессмертным, уподобляться Мне, то есть стать богом по благодати, а можешь жить без Меня и умереть для вечности. До грехопадения человек стремился к добру, не колеблясь в выборе между добром и злом, но это не означает, что первые люди пребывали в состоянии блаженного младенческого неведения. Святые отцы учат, что прародители и до падения были способны различать добро и зло. В еврейском тексте Библии использован глагол «jada». Он означает не внешнее, а опытное знание, знание через непосредственное при­общение предмету познания. Действительно, личного опыта вхожде­ния во зло у первозданного человека не было, однако способность различать, что приближает к Богу и что удаляет от Него, что угодно Богу и что нет, была. Сам Бог научал первых людей различению добра и зла. Так, перед сотворением жены Господь сказал: «Нехорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18). Эти слова представляют собой глубокое определение зла, которое по сущности и есть разделение, одиночество, самоизоляция, замкнутость на самом себе, отсутствие любви и об­щения. Запрещение познания зла, не означает, что Адам не знал что хорошо, а что плохо, иначе предостережение Бога не имело бы смысла. Давая человеку заповедь, Бог предостерегает человека от соединения со злом, призывает его быть непричастным злу.

Для чего сатана приступает к человеку, пытаясь отторгнуть его от Бога и сделать сопричастным злу?

До отпадения от Бога, ангелы питались божественным Светом, как некой животворящей энергией, дарующей жизнь. После отпадения от Бога, падшие ангелы не могут питаться благодатью Божией. А чем же они тогда питаются? Если светлые ангелы, пребывая в Боге, напиты­ваются от Бога Светом и сами являются отраженным источником этого Божественного света, то чем питаются падшие ангелы? Для чего сатана (бывший Эосфор) искушает человека? Есть не­сколько причин. Что означает имя сатана? В переводе с греч. — против­ник, то есть он должен противиться Богу. Воспротивившись однажды, он уже навсегда остается в этом состоянии по отношению к Богу. Бог горшечник — он глина, Бог Творец, он — творение. Как глина мо­жет противиться горшечнику? Противостоять Богу сатана не в силах, но есть образ Божий — человек, с которым ему справиться гораздо проще, потому что это не Сам Бог, а только Его образ. Возьмем житей­ский пример. Предположим, у меня есть знакомый, которому я очень хочу навредить, но он сильнее меня и я не могу с ним справиться, ни физически, ни морально — никак. Как же мне доставить ему не­приятность? Я возьму его фотографию (образ), испоганю ее и пока­жу ему — полюбуйся на свой образ. Естественно, будет неприятно. В какой-то мере я достигну своей цели. Говоря о человеке, мы гово­рим не просто об образе (иконе — греч.), не просто о фотографии, а мы говорим о творении Божием, Его ребенке. Навредить Богу через Его самое любимое творение — вот первая причина, по которой сатана приступает к человеку, искушая его и отрывая от Бога.

Надо помнить, что с грехопадением человека и повреждением его природы, изменяется и весь окружающий мир, то есть оторвав чело­века от Бога, зло уродует не только самого человека в его сущности, а весь окружающий мир, над которым человек был поставлен царем, (Быт. 2:17), всю окружающую природу.

Вторая причина — оторвав человека от Бога, сатана получает власть над человеком, он уже может человеком управлять. После уда­ления человека от Бога, Господь все равно не перестает заботиться о человеке. Он изрекает суд о человеке, Он выносит некий приго­вор Адаму и Еве — с изменением их сущности меняется и их жизнь, становится более трудной и напряженной, пропитанной болезнями и скорбями. Но Он продолжает заботиться о человеке, беря на Себя от­ветственность за его падение, готовя его будущее спасение (Быт. 3:15), не отворачивается от него, дает ему Свое Добро, Свою Любовь, поддер­живает жизнь человека Своей божественной энергией. Если бы этого не было, мы бы просто перестали жить. Это вторая причина, по которой враг отвращает человека от Бога. Получив человека в свою власть, при этом человека, который питается Божественными энергиями, пад­ший ангел получает возможность питаться этими энергиями через чело­века. По сути, он паразитирует на человеке. Так как зло паразитирует на добре, так падшие ангелы — злые духи паразитируют на человеке, на Божественных энергиях, которые Господь человеку ниспосылает. Злой дух получает ее от человека, питаясь его страстями, как гриб чага на березе питается ее соками. Естественно, для того, чтобы иметь власть над человеком и питаться Божественной энергией, которая уже находится в человеке, нужно человека склонить ко злу, нужно оторвать его от Бога. Таким образом зло входит в самого человека, но и в самом человеке зло не самосущая категория, зло в человеке — это отсутствие добра, как и болезнь, которая не существует сама по себе, а лишь как отсутствие здоровья.

Зло это такое состояние, в котором находится природа личностных существ, отвернувшихся от Бога.

Из определения зла мы заключаем, что зло возможно только тогда, когда есть личность, с заложенным в нее добром, а уже свободное, самохотное, отвращение от добра и есть зло. Нет личности — нет зла.

Определив, что есть зло, мы переходим от общего понимания зла к его частному проявлению, когда зло проявляется непосредственно личностью к личности. Личность, оторванная от Бога, личность, потерявшая в себе добро, и впустившая в себя зло, не может его просто сохранять внутри себя. Она вынуждена выпускать его из себя наружу в окружающий мир. То с чем мы в этом мире соприкасаемся, соприка­сается с нашей душой, и то, что мы в душе своей накопили, истекает из нее наружу при соприкосновении с окружающим миром. Это мы очень часто в своей жизни ощущаем в общении с людьми. Мы можем не разговаривать с человеком, не соприкасаться, не общаться с ним, просто столкнуться взглядом, или оказаться рядом в какой-то ситуации и оказавшись рядом с одним человеком, мы чувствуем покой, радость, хочется «погреться» в «тепле», исходящем от него. Оказавшись рядом с другим человеком, мы порой чувствуем «холод», какой-то внутренний дискомфорт и хочется побыстрее удалиться от него, куда-то уйти. Вот это соприкосновение души с душой, соприкосновение на невидимом уровне реально ощутимо. Что уж говорить о том, когда зло проявляется физическим образом через действия.

Если в проявлении зла личностью к личности на человеческом уровне все более или менее понятно, то в отношении проявления зла к человеку со стороны окружающего мира, природных явлений да­леко не все ясно. Почему происходят катастрофы, почему страдают казалось бы, невинные люди, почему Бог «закрывает на это глаза», а то и Сам «насылает» эти бедствия, это зло? Где же Любовь и Добро Бога? И при этом мы читаем в Евангелии, что и волос с головы чело­века без воли Божией не упадет. Значит, воля Бога направлена на зло, на страдание личности? Господь попускает это для блага человека как лекарство и ни в коем случае не как наказание. Бог — Благо и Любовь по отношению к Своему творению, и естественно никакого зла Он ему не желает. Тем не менее, какие-то глобальные потрясения человеком воспринимаются именно как зло.

Рассмотрим несколько примеров самого страшного зла для че­ловека.

Во-первых, это грехопадение человека и лишение богообщения. Бог попускает случаться этому злу, но почему Он это допускает? На­ходясь в Раю, человек общался с Богом как Его творение. Он должен был по заповеди Бога распространить этот Эдемский сад по всей земле, по всей вселенной, размножиться, и обладать землею и всеми творе­ниями этого мира. (Быт. 1:28). Бог поселяет человека в Раю, призывая человека к развитию и уподоблению Богу в добре и любви. После отвращения от Бога через нарушения Его завета, человек теряет этот Рай и само богообщение, повреждается сама природа человека и с ним весь окружающий мир. Случается величайшее зло! Но что становится следствием этого зла? Бог Слово Сам устраивает спасение челове­ка от зла, причем делает это через Свое воплощение и соединение с человеческой природой. Он Сам становится Человеком и все челове­чество усыновляет Богу Отцу. Он открывает человеку новый «Рай», не тот «сельскохозяйственный» Эдемский сад, а Небесное Царство, в котором человек призывается уже не просто царствовать над приро­дой, но соцарствовать Богу во всем. Таким образом, падший Денница — сатана пытается с помощью зла разрушить благое творение божие, а Всеблагой Бог использует это зло для еще большего блага для Сво­его творения. Катастрофическое зло отпадения человечества от Бога побеждается еще более катастрофическим злом, с точки зрения чело­века — богоубийством Христа Спасителя, Богочеловека пришедшего в мир для спасения мира. Бог попускает свершиться страшному злу для воцарения Добра, Он ловит сатану на это зло, как рыбу на приманку, в которой спрятан крючок и заглотив приманку, рыба уже навсегда теряет свою свободу, связанная снастями Рыбака. Своим вочеловече­нием, страданием, смертью и Воскресением, Сын Божий — Истинный Бог не только восстанавливает для человека возможность пребывать в Добре, но и связывает сатану, лишая его господства над человеком. Бог попускает совершиться злу, но только ради того, чтобы возвратить свое творение к Добру, причем добру более совершенному.

Слава Божия водворяется Христом в человеке, возводя его, че­ловека, в богоподобное состояние, усыновляет человека Богу, дает право человечеству взывать к Нему — «Отче наш…» и Сам научает этому. (Лк. 11:2–4)

Возникает вопрос: Божие попущение для человека зло или добро? Говоря о каких-то глобальных происшествиях с человеком, мы часто задаем вопрос, почему это вообще происходит. Ведь в моем сиюми­нутном восприятии для меня это зло, я от этого страдаю, но я не вижу, что идет за этим, к чему это направлено. От меня это сокрыто и в этом великий промысел Божий. Смиряясь, то есть склоняя свою выю под это Божие «ярмо», я проявляю послушание Богу. Но это не то смирение, как говорят некоторые скептики, которое делает из меня безвольного, бессловесного раба. Это смирение и послушание меня роднит с Богом, дает мне возможность самому стать богом по Его благодати, по сопри­частности Ему.

Господь дал нам множество заповедей. Ветхий Завет содержит в себе 613 постановлений Закона. Новый Завет дает нам новые, более глубокие, духовные, человеколюбивые заповеди и практически все они направлены ко спасению, то есть к восстановлению потерянной связи с Богом, восстановлению Его Образа и Подобия в себе. Что получает человек от Бога за исполнение заповедей? Преподобный Исаак Сирин говорит, что Бога радует в человеке не само исполнение заповедей, а то смирение, которое рождается от их исполнения. В принципе не так важно, какие именно заповеди Бога мы исполняем, важнее то, как мы их исполняем. Преподобный. Серафим Саровский, будучи родом из купеческой семьи, призывал христианина к «мудрости купеческой», но прилагая ее к духовному деланию. Как купец выбирает тот товар, который принесет ему наибольшую прибыль и радуется его приобре­тению, так христианин должен стяжать смирение через те заповеди, исполнение которых приносит ему наибольшие духовные «барыши». Кому-то больше приносит пользы молитва, кому-то — милосердие, ко­му-то — дело послушания, все зависит от внутренней направленности человека. И вот он советует для человека выбирать то, что ближе ему по душе, устремлять свою душу ко спасению, через родство Богу. Если, скажем, человек выбирает для себя путь спасения через служение ближним, путь милосердия, но при этом понимает, что когда творит дела милосердия, он начинает тщеславиться, гордиться, то стоит задумать­ся — на правильном ли он пути? Видимо, он творит добро — помогает ближним, но добро ли это для его души, каков результат его делания? Стоит ли ему продолжать это служение? Конечно, это не значит, что какие-то заповеди мы должны исполнять, а какие-то нет. Все заповеди даны нам Богом, как необходимые ко спасению! Мы говорим лишь о том, что мы должны искать тот путь, на котором мы более всего сможем реализовать себя в достижении цели. Сам Господь предостерегает нас от возможных заблуждений на этом пути: «Что тебе пользы, если весь мир приобретешь, а душу свою погубишь…» (Мф. 16:26). Так поступая неразумно, мы можем добро обратить во зло для самих себя.

Говоря о мудром и безопасном шествии человека по пути до­броделания и отвращения от зла, хотелось бы взглянуть на проблему сосуществования добра и зла с глубокой христианской точки зрения.

Добро и зло в свете христианских заповедей. Пожалуй, одно из са­мых значительных мест Нового Завета, проводящих черту между до­бром и злом, это Евангелие повествующее о Страшному суде, в котором говорится о том, как Господь поставит Свой Престол и воссядет на суд, придут к нему люди, и одни станут по левую сторону от престола, а другие по правую… Творившие зло встанут по левую руку, а творив­шие добро — по правую и Он скажет им: «Придите ко Мне, наследуйте Царство Отца Моего ибо Я алкал и вы накормили Меня, жаждал и вы напоили Меня, был наг и вы одели Меня, был в темнице, и вы посетили Меня, болен был и вы утешили Меня. Господи, когда мы видели тебя, алчущим, жаждущим или нагим? Все что сделали ближним, сделали Мне. И скажет тем, что слева — идите от Меня проклятые в огонь веч­ный… Что не сделали ближним — не сделали Мне». (Мф. 25:31–46).

Что же для христианина является злом? Человеку Ветхого Завета Господь говорит — не делай зла. В Новом Завете Господь говорить Своим ученикам, зло уже тогда, когда ты не делаешь добора. Если ты можешь делать добро и не делаешь его, ты порождаешь зло. По сути то, о чем мы говорили с самого начала — зло есть отвращение от добра, как тьма есть не что иное, как отсутствие света. Только здесь мы уже видим это в применении к нашей духовной жизни. В современной жизни мы часто анализируем свои поступки — сделал то или иное зло. Но очень редко или почти никогда, не говорим мы себе о том, что имел возможность сделать добро, но не сделал. Видел нуждающегося, видел страждущего, но не помог им. Более того, мы не только не дела­ем добра, имея к этому возможность, но часто, даже не задумываемся об этом. В чем же тогда заключается наше добро? Мы становимся хри­стианами, но продолжаем жить ветхозаветными заповедями в лучшем случае, а то и их нарушаем с легкостью.

Если же в нашей жизни, все же случилось так, что мы встали на путь поиска Истины, если наша воля направляется к Добру и от­вращается от зла, постараемся не забывать о том, что зло и тем более Добро, не абстракция, а проявление и действие в этом мире реальных духовных законов и сил. Путь достижения Добра, научения Добру есть путь к Богу в Его Любви, в любви к Нему и к ближним. «Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою…» (Ин. 13:3).

Читайте также:

Все статьи священника А.Т.

Есть вопрос, или что-то не понятно? Задайте свой вопрос в комментариях, отвечу в течение 60 сек.

Священник А.Т.

Ваш вопрос или комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s