Гадаринский бесноватый

Проповедь Томаса Хопко на православном радио Америки

Одна их самых драматичных историй и один из самых увлекательных рассказов в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки — это событие, ког­да Иисус встречает одержимого бесами человека, живущего в стране Гадаринской. Мы читаем это Евангелие несколько раз на протяжении церковного года, возможно, еще и потому, что нам с вами необходимо его получше понять. Описываемые события фактически идентичны в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки. Но о чем вообще эта история? Давайте возьмем изложение этой истории от Луки (8,26–38).

Итак, Иисус путешествовал с учениками, и они приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бе­сами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.

Люди пытались его присмирить, так что его связывали цепя­ми и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Этот одержимый человек, как видим, был действительно под сильнейшим влиянием темных и злых сил и духов.

Когда Иисус встречает этого человека, бесы внутри него воз­опили: «что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего?» И эти же слова мы находим в Евангелиях от Марка и Матфея, «Сын Бога». Итак, Иисус исповедан Сыном Божиим. Бес или бесы исповедуют Иисуса Сыном Божиим. «Зачем пришел Ты мучить меня?» Получается, мы с вами становимся свидетелями поединка между Иисусом, непо­рочным, Святым Богом, с силами зла — да, это настоящая схватка. И зло при этом мучимо присутствием добра.

Кстати, мы иногда задаемся вопросом, что же такое вечный ад. Ад — это когда люди, создания Божии испытывают нестерпимую пытку в присутствии добра. Даже в земной жизни, когда мы оз­лобленны и раздражены, а рядом с нами добро, мы тоже испыты­ваем муку. Вот например, если один человек любит другого, а тот ненавидит любящего, то его присутствие будет настоящей пыткой. Вы будете стараться избегать его присутствия, будете его ненави­деть, бросаться на него, вы бы даже убили его, если бы могли. Вот что происходит, если любовь направлена к вам, а вы не хотите этой любви, не хотите быть любимым или не хотите пребывать в истине. Например, если мы живем в неправде, а приходит некто, кто живет в истине, его присутствие будет мучить нас. И здесь так же проис­ходит с Иисусом, Сыном Божьим, Который встречает этого дикого и невероятно одержимого человека, который наг и безумен, спосо­бен разорвать цепи и терроризирует целую страну.

А потом происходит знакомство Иисуса с бесноватым, которое отражено у Матфея, Марка и Луки. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в него. Легион, множество бесов, целое полчище. У бесов свои собствен­ные легионы, свои армии злых духов, которые разрушают, атакуют и захватывают.

Ну в любом случае, сказано: «легион, потому что так много бе­сов было в нем». А потом сказано, что они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он по­зволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

Перед нашим мысленным взором возникает такая потрясающая картина, как стадо свиней вдруг взбесилось от темных сил, которые были в человеке, и мы понимаем, насколько разрушительна эта сила, и как много было бесов, как сильны они были. После чего они вошли в свиней, которые просто жили своей жизнью, но вдруг посходили с ума и сбросились с берега в бездну озера и утонули.

Более выразительную картину, демонстрирующую разруши­тельную силу зла, трудно себе представить. Достоевский написал роман о людях, которые были одержимы разрушительным демониче­скими силами, людях, которые были испорченными и злыми, ничего не признающими нигилистами, которые хотели разрушить все. Он назвал этот роман «Бесы», и эпиграфом к этой книге служит фраг­мент из Евангелия об этих самых разрушительных силах зла, которые заставили свиней сброситься в бездну и исчезнуть в пучине.

Мы знаем и видим здесь, насколько сильны, жестоки и удиви­тельно разрушительны бесовские силы, и какая сила была в этом человеке, и как он был полностью и всецело одержим ею. Это пер­вый план, который мы видим в этой истории. Мы можем взять этот отрывок как перископ, чтобы взглянуть, как сквозь увеличительное стекло, на жизнь вокруг нас, потому что на удивление в человеческой жизни присутствует это же самое зло и насилие. Можно увидеть его в Гитлере и Сталине — прости Господи, что приходится упоминать эти имена. Эти люди были столь подчинены злу, что могли просто поместить людей в вагоны для скота и направить их в печи, сжечь и убить, отправить в лагеря или выстроить их и расстрелять. В об­щем, мы с вами знаем, что такое вопиющее зло существует на земле.

Мы видим это и в нашем обществе, видим людей, которые де­структивны, которые разрушают ради самого разрушения, у которых, кажется, нет никакой причины для этого. В них нет ничего чистого и нормального, они циничны и деструктивны и часто мучают других людей.

Мы знаем, что люди мучают животных. Слышал по радио, как задержали группу подростков, которые просто без какой-либо види­мой причины мучали животных, пытали их, сжигали, снимали кожу, и делали прочие мерзости. Есть еще другая категория людей — убийцы, серийные убийцы. Наши тюрьмы переполнены людьми, настоящими психопатами, для которых образ Божий — чуждое понятие. В Писании Нового Завета в посланиях Иуды и 2-м апостола Петра, говорится о людях, которые как безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы — бес­плодные во всех смыслах, существа инстинкта, как сказано, и ничего Божественного в них не осталось. Есть такие удивительные, жесто­кие, злобные, злые, разрушительные силы, присутствие которых мы можем наблюдать в разных людях. Такие люди любят темноту больше, чем свет, им нравятся беспорядки, они наслаждаются раз­рушением, они хищны, циничны, непокорны во всем, им не нужен никакой закон, они просто одержимы.

Можно конечно спросить, слушайте, а правда бесы в этом ви­новаты? Может, мы по собственной воле так себя ведем? Но хри­стианское учение состоит в следующем: люди никогда ничего не делают только по своей воле. Когда их воля зла и разрушитель­на, и им не нужна Божественная воля, это значит, что в них бесы. Но когда человек хочет действовать в соответствии с Божественной волей, он говорит, «да будет воля Твоя», и старается побороться, творить добро и правду, и красоту, это значит, что в нем действует Дух Святой. Св. Силуан сказал, что если мы ненавидим зло и боремся за добро, то пусть мы падаем по 70 раз в день, но снова встаем, и это только подтверждает, что в нас действует Святой Дух, что мы храм Духа Божьего.

Итак, существует одновременно закон Божий и закон разруше­ния в нашем разуме и сердце. Таково учение в Послании ап. Павла к Римлянам, оно там четко выражено в 7-й и 8-й главах. Есть проти­вобожественный закон, работающий в человеке. Мы никогда не пре­бываем сами по себе. Поэтому когда мы спрашиваем, «это я сам по себе или бес во мне?» или «это я или Святой Дух или Христос во мне?», Св. Павел отвечает, «когда я делаю добро, я могу сделать все; не я, но Христос во мне». Так это он сам или Христос? Ну если это он делает в полноте своей свободы, данной Духом Святым, тог­да действует Христос, и тогда действует Бог. Тогда это настоящий человек, тогда честь ему и хвала. С другой стороны, когда человек полон зла, недобродетелен и разрушителен, тогда бы апостол Павел сказал, что действует даже не сам человек, которого создал Бог, а грех в нем. Это бес в нем. Это действует зло в нем.

С другой стороны, мы также говорим, что одержимость в людях возникает против их воли, может, они родились и выросли во зле. Ну мы же не знаем про конкретного человека, как он был воспитан, почему он таким стал, что с ним произошло. Может быть, на него повлияли наркотики или алкоголь, да и что угодно, и его родители страдали из-за этих пороков, и именно это сделало его таким. Тем не менее, перед каждым стоит возможность выбора света или тьмы. Каждый может быть избавлен Христом или желать этого избавле­ния. И всегда понятно, если человек действительно хочет этого избавления.

Наш евангельский бесноватый уже был избавлен. И сказано, «сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме». Это вот выраже­ние «одет и в здравом уме» происходит как раз из Евангелия. Мы так спрашиваем друзей, «как дела?», а в ответ слышим, «одет и в здравом уме». Или, «как у нее дела?» — «одета и в здравом уме». Потому что когда мы наги в своем сознании, и мы в руках зла, то мы соединены с этой силой, которая уничтожила стадо свиней.

После исцеления бесноватого пастухи, видя происшедшее, по­бежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть проис­шедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Они и правда были напуганы. Им вовсе не понравилось то, что произо­шло. Они не понимали, что происходит. Они подумали, а как вообще этот человек исцелился? Почему это он одет и в здравом уме? Куда подевались все эти свиньи? Что это за сила такая, которая вошла в них, и они пропали? Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.

И все люди страны Гадаринской собрались, чтобы посмотреть на то, что произошло. А потом произошло то, что Иоанн Златоуст называет в комментариях к этому фрагменту еще более страшной одержимостью, чем одержимость бесами нашего сумасшедшего. Святой Иоанн Златоуст говорит, что в бесноватом, в этом злобном и разрывающим цепи человеке, очень легко разглядеть одержимость силами зла и тьмы. Но св. Иоанн Златоуст учит, что это еще не самое страшное и пугающее. Когда горожане пришли, увидели и услышали, что произошло, и просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

Так что же произошло? Люди пришли к Иисусу и сказали: «Ухо­ди отсюда. Ты нам не нужен. Нам нужны наши свиньи. Нам нужна такая жизнь. Пусть среди нас больные, сумасшедшие люди, которые бегают обнаженными вокруг. К этому мы привыкнем, но мы-то знаем, что делаем, не надо тут к нам приходить и все портить». Вот так это надо понимать в согласии со словами Златоуста: в этом падшем мире мы очень привязаны к своим бесноватым, к своему собственному сумасшествию, к своим свиньям. Нам нужна наша жизнь, и мы хотим делать то, что сами пожелаем. Поэтому нам не нужен Иисус.

Поэтому Самому Богу мы говорим: «Пожалуйста, не надо вмеши­ваться в нашу жизнь. Не надо менять тот образ жизни, к которому мы привыкли». А еще важнее, что мы говорим Богу, «Господи, нам нужны наши свиньи. Нам нужны эти стада. Мы хотим сохранить свиней и такую вот мирную, процветающую жизнь, и мы готовы ради этого потерпеть сумасшедших. Не надо это менять». Разве не удивительно, что они говорят Иисусу удалиться? А что Иисус? Кстати, человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. И вот интересная вещь: во всех трех Евангелиях он пошел и проповедовал по всей стране, что сотворил ему Иисус. Понимаете, Иисус говорит ему «иди и скажи, что Бог сделал с тобой», а он всем говорит, что Иисус сделал с ним!

Итак, он становится посланником избавления людей от власти зла на собственном примере. Но мы также видим, что есть люди, которым это не понравилось. Им не нужен был Христос. Они не хотели Божественного вмешательства в жизнь. А ведь как много таких людей по всему миру или в нашей собственной стране. Они хотят жить, как сами этого пожелают, с телевизором и распутством, ненасытностью, алкоголем и вечеринками. Полностью разнузданная жизнь: сексуальность, похоть и все такое прочее. И Бог не должен в это вмешиваться. Не стоит, чтобы приходил Иисус и изгонял этих бесов.

Они предпочитают своих бесов. Они предпочитают своих зна­комых демонов.

Понимаете ли, люди, которые пришли к Иисусу с просьбой отой­ти, вовсе не выглядели сумасшедшими. Они не сошли с ума. Они не выглядели безумцами. Они не выглядели одержимыми. В наши дни мы могли бы про них сказать, что они были ухожены, напома­жены и здоровы, хорошо одеты и причесаны, а женщины, возможно, пришли накрашенные, у них были приличные дома, где они собира­лись поужинать, у них были все эти свиньи и жили они тихо-мирно. Ну конечно то тут, то там бегали бесноватые, но они же знали, как заковать их и как отправить их в тюрьму, или как взять их под кон­троль. В общем они хотели жить своей жизнью. Им не нужно было предложенное исцеление.

Разве не удивительно, что именно эти праведные жители, как можно их назвать, добрые граждане своего города, городские стар­шины, хорошо одетые и ухоженные, приходят и говорят Иисусу, Сыну Божьему: «Уйди отсюда»? Иисус сказал бесам в одержимом, «уй­дите отсюда! Войдите в тех вот свиней!». И Он продемонстрировал всю мощь той силы разрушения на свиньях, но на этих людей это не произвело впечатления. На самом деле они хотели того, что они сами желали, и они хотели прожить свою жизнь такой, какой она была, и они не хотели что бы Какой-нибудь Иисус Христос пришел и все испортил.

Разве не удивительно, что они сказали Ему «уходи»? Нам сле­довало бы об этом поразмышлять. Знаете, может, мы с вами и одеты. У нас есть работа. Возможно, окружающие думают, что мы в здравом уме. Мы ходим по делам, в магазины, делаем себе ужин и смотрим футбол, покупаем новые машины и заботимся о своих свиньях, бес­покоимся по поводу национальной экономики, и куда бы стоило вложить деньги. Еще, конечно, мы понимаем, что есть сумасшедшие люди рядом с нами, которые пугают нас до смерти, и обычно мы стараемся обходить стороной места, где они живут, и мы хотим, чтобы их содержали под наблюдением полиции или как-нибудь еще, может их в тюрьму вообще стоит поместить или что-то в этому духе. Но мы как бы привыкаем к этому, и довольствуемся этим, и такая жизнь нас устраивает. Мы не хотим ничего другого, нам больше ничего не нужно. Даже если Господь Всемогущий придет и исцелит всех людей, исправит зло в самых темных районах наших городов и окрестностей, мы бы, наверное, на это сказали, «слушай, уходи отсюда, особенно если Ты собираешься уничтожить наших свиней, потому что они нам нужны!»

В этом поведении мы можем разглядеть гораздо более мощную форму бесовской одержимости, под воздействием которой можем и сами оказаться. Она на первый взгляд не кажется таким же злом, под воздействием которого находился наш бесноватый, но в некотором смысле она даже более безумна и нездорова. Насколько безумным надо быть, чтобы сказать Иисусу, Сыну Божьему, «Уходи отсюда. Нам не нужно, чтобы Ты вмешивался в нашу жизнь. Мы не хотим Тебя видеть в нашем городе. Мы не хотим видеть Тебя в нашей стране. Пожалуйста, уходи»? Таким образом, мы видим две формы бесовской одержимости в этом рассказе.

Но нам придется даже немного выйти за границы библейского текста, и подключить писания святых отцов, которые утверждают, что есть еще третья форма бесовской одержимости, которая может быть даже более обманчивой, чем две другие: бесноватый и эти приятные, ухоженные правильные горожане, которые просят Иисуса «удалить­ся». Есть еще более страшное поведение. Что же это может быть? А так, согласно святым отцам, ведут себя те люди, которые говорят, что они с Иисусом, что им нужен Иисус, которые выглядят великим молитвенниками и учителями заповедей Господних и Евангелия Божия в Иисусе Христе, но которым на самом деле Бог не нужен. Нам самим Бог не нужен. Может, нам нравится религия вообще, может, та роль, которую мы играем в Церкви, может, нам нравится выступать с лекциями на религиозные темы или слушать их, может, мы даже священники или монахи, монахини, епископы, патриархи — кто угодно, но по учению святых отцов, есть очень мощная форма бесовского соблазна для нас «христиан». Мы можем называть себя этим именем, но на самом деле быть одержимы.

Мы можем оказаться бесноватыми потому, что хоть и говорим о себе как о христианах, но живем в обычном мире и больше заин­тересованы в своих свиньях, чем в исцелении общества и исцелении бесноватых, избавлении людей от власти бесов и тьмы, а значит, мы не заинтересованы в исцелении людей. Нам нравится жить своей собственной жизнью, оставить все как есть. «Лучше, чем есть уже не будет», говорим мы. Нам не нужны перемены. Даже в своей Церк­ви нам не нужны перемены. Да что там говорить, даже наши церкви вполне могут базироваться не на Святом Духе, а на бесовском духе.

Преподобный Феофан Исповедник говорил: «Почему это люди, которые считают себя очень религиозными, которые ходят в церковь все время, служат чтецами, учителями и преподавателями воскрес­ных школ, священниками и пасторами, монахами и монахинями, епископами — почему мы все время становимся хуже, а не лучше? Почему мы стремимся к осуждению? Почему мы чаще злимся? Почему мы легко раздражаемся? Почему мы даже иногда ведем развратную жизнь, живем по плоти? Почему все это происходит?» И св. Феофан отвечает: «Потому что на самом деле нам не нужен Бог. Наш Бог есть огонь поглощающий. Мы на самом-то деле не хотим, чтобы пришел Иисус и сказал нам, что делать. Мы хотим использовать свои отношения с Богом для собственной выгоды. Мы хотим применить Иисуса для своих целей».

А еще отцы говорят, что есть конкретные бесовские искушения, которым подвержены религиозные люди, называющие себя хри­стианами. Что это? Ну, жажда власти, контроля над другими людь­ми. Осуждение «бесовского» поведения. Например, мы осуждаем наркоманов, гомосексуалистов или совершивших аборт — да кого угодно. И мы готовы атаковать всех, кого видим. Мы считаем себя лучше других и нападаем на всех, а не пытаемся встать на их место, почувствовать их боль и попытаться помочь им и помочь самим себе найти исцеление, которое исходит от Христа.

Еще святые говорят о грехе законничества. Мы думаем, что мо­жем угодить Богу, сдержав определенные правила и внешние поста­новления, например, выдержав продолжительные посты или побывав на длинных службах. Но как только мы соблюдаем эти правила от корки до корки, дьявол прибирает нас к своим рукам. Свт Игнатий Брянчанинов много рассуждал об этом. Он говорил, как дьявол под­лавливает монахов. Дьявол заинтересовывает их во внешних формах служения Церкви, или в ремеслах или фермерстве, в управлении собственностью, в красоте монастырей, мозаик, икон. И тут же они становятся такими же, как и остальные люди. Дьявол подталкивает их к осуждению других, потому что все эти люди не так святы, как сами монахи. Еще дьявол заставляет завидовать их друг другу, рев­ность — это сила. Можно завидовать тому, что есть у другого, и чего хочется тебе. Куда без тщеславия и гордыни? Так мы становимся гордецами, мы гордимся тем, какие хорошие мы христиане, и даже не осознаем, как мы ничтожны. Об этом говорится в Апокалипсисе. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.

Поэтому есть виды бесовской одержимости, которые не так ярки и заметны, как силы, действовавшие в нашем бесноватом. Эти силы не так заметны, как силы, действовавшие в горожанах, кото­рые просто хотели сохранить своих свиней и мир, сказав Иисусу, «уходи». Но есть форма поведения, которая еще хуже, которой подвержены религиозные люди, много говорящие о Боге и Христе. Мы можем задать себе вопрос: нам самим зачем все это нужно? Действительно ради Бога? Нам это нужно ради блага? Мы готовы, правда, любить своих врагов? Мы, правда, готовы быть милостивы ко всем, кто нуждается в нашей милости? Мы, правда, готовы быть исцелены и стать инструментами для исцеления других людей? Мы ввязались в это ради Христа, ради Божьей славы или ради блага своих ближних?

Или нам нужно что-то другое? Тщеславие, гордость, власть, осуждение других, религиозные формы одержимости. Может, мы нам только нужно, чтобы наши церкви становились больше и более красивыми, чтобы иконы были все в золоте. Это все тоже может быть от бесов, и это худшая форма одержимости, которую можно себе представить. Есть название для этого в Предании, по-славянски «прелесть». Мы думаем, что мы с Богом, думаем, что мы святы, но на самом деле мы в руках дьявола, мы служим демонам, а не Богу, потому что служим своему собственному «я» и потакаем собствен­ной власти, своей воле, а не воле Божьей.

Как понять, что вы находитесь под властью бесовской одер­жимости? Как узнать, что вас водят за нос? Никак, на самом деле. Каждый день нужно спрашивать себя, а может, я в заблуждении? Может, я думаю, что я велик, сужу других и думаю лишь о своем «я», выступая с проповедями. И может быть, в этом нет чистоты. Может, это не от Бога. Что можно с этим сделать? Что вы можете с этим сделать? Единственное, молиться Богу так, «о, Боже, не введи нас во искушение. Избави нас от лукавого». Это окончание Господней молитвы мы должны произносить эти слова сотню раз в день.

Остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником на­шим. Не введи нас во искушение. Избави нас от лукавого.

Нам надо говорить так:

О, Боже, не дай мне впасть в соблазн. О, Боже, дай мне сделать то, что собираюсь, для Твоей славы и блага ближнего. О, Боже, даруй мне настоящую любовь к реальным людям, ко всем без исключения. Дай мне быть Твоим служителем, а не послушником сатаны. Дай мне быть чадом света, а не порождением тьмы. Избавь меня от напрасных иллюзий моего разума.

Мы не должны бояться, что мы в руках дьявола. Мы должны просто трудиться, чтобы не оказаться в его власти, молиться об этом, делать все для этого возможное, и Божья милость избавит нас. И тогда наши действия будут чистыми, и мы не будем бесноватыми, и мы будем здравыми. Мы будем одетыми, мы будем в здравом уме и мы захотим следовать за Иисусом. А потом Иисус скажет нам: «расскажи всем, что сотворил тебе Бог». После чего, надеюсь, как и этот человек в Евангелии, мы пойдем и проповедуем, что сотво­рил нам Иисус. И как Он избавил нас от власти злых сил. Он изгнал бесов. Когда мы были крещены, эти бесы были изгнаны. Мы можем поддерживать себя в этом крещеном состоянии. Мы можем жить в Церкви. Слышать слово Божье. Мы можем приступать к Святым Тайнам. Мы можем получить само Тело и Кровь Христову во остав­ление грехов, во исцеление души и тела, достижение вечной жизни и победы над всеми силами тьмы.

И так мы должны молиться, но нам надо еще и трудиться. Нам надо работать и мы должны доверять Богу, и по вере и по благодати мы можем быть сынами Божьими и детьми света, а не порождениями бесов и тьмы. И будем же по милости Божьей избавлены от всех форм бесовской одержимости: «явной» формы беснования, «при­личных» форм, как у тех людей, которые попросили Иисуса уйти, но также от самой сильной и самой хитрой формы, которой могут быть подвержены религиозные люди, считающие себя христианами.

О, Боже, избави нас от всех бесовских сил. Избави нас от лу­кавого.

Читайте также:

Все лекции и проповеди Томаса Хопко

Есть вопрос или что-то не понятно? Давайте обсудим! Оставьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваш вопрос или комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s