Пятидесятники

Беседа на православном радио Америки

Пятидесятничество и харизматическое ответвление этой кон­фессии — самые быстро растущие христианские течения в США и многих частях света. Его влияние распространяется за пре­делы только лишь протестантизма, например, на Римско-ка­толическую Церковь. По последним оценкам, пятидесятни­ков 280–300 млн, что соответствует количеству православных во всем мире. Наш гость сегодня прошел путь от пятидесятника до православного христианина. Отец Барнабас Пауэлл, священник Греческой православной Церкви в Америке.

Кевин Аллен Вы были воспитаны в Церкви Пятидесятницы и стали там пастором. Как бы вы описали место этой Церкви в контексте западного протестантизма, реформатов и евангельского движения?

Барнабас Пауэлл Пятидесятничество и харизматы, возможно, наи­более динамичная и восхитительная часть западного христианства, и движение это всецело захватывает страны третьего мира, Ла­тинскую Америку и Африку. Происходящее можно с уверенностью назвать настоящим ренессансом пятидесятничества.

Кевин Аллен Пятидесятничество относительно новый и, можно даже сказать, американский феномен. Как далеко он уходит в историю?

Барнабас Пауэлл Только в начале XX века это движение получило толчок к развитию, а его корни находятся в старом Движении свя­тости.

Кевин Аллен Каковы основные положения классического пятиде­сятничества?

Барнабас Пауэлл Основное заключается в пропаганде близких от­ношениях с Иисусом Христом, которые при этом находятся в посто­янном развитии. Можно говорить о выстраивании эмоциональной связи с Богом, которая очень высоко ценится и является в вышей степени личной, очень живой. И это приводит к изменению поведе­ния, жизни человека. Жизнь понимается в концепции «святости». У тебя не просто связь с Богом, а ты должен все время прирастать в этих отношениях и обязательно делиться этим с другими.

Пятидесятничество разделено на несколько лагерей. Есть классиче­ское пятидесятничество, с которого все началось, харизматическое движение — еще одно ответвление, которое характеризуется катего­риями «святости», и еще такие движения, как «Мир веры» и «Царство здесь и сейчас» — это новейшие проявления пятидесятничества, которые очень заметны в СМИ. Но все они базируются на близких личных отношениях с Богом и постоянном обмене опытом этих от­ношений, вовлечении все большего количества людей.

Кевин Аллен Пятидесятничество — это реакционное движение внутри протестантизма. Оно выступает против сухого интеллек­туального рационализма кальвинизма и стерильности конфессий реформации.

Барнабас Пауэлл Пятидесятничество является реакцией на про­блему западного богословия вообще, не только протестантизма, корни которой были заложены еще древним спором о филиокве. Запад всегда сталкивался с проблемой определения Святого Духа. Из этого выходили очень странные мистические выводы. А потом появились люди, которые сказали, нет-нет-нет, мы ничего общего с этим не хотим иметь. Есть это ваше странное богословие, в рамках которого христианская жизнь почти полностью лишена какой-либо радости. Все как будто должно быть в определенных канонах и по­рядке, и священник определяет, куда нам идти — это все слишком рационально. А люди устроены совсем не так. Следовательно, если в религии убрать возможность для выражения близких отношений с Богом через дар эмоций и сердечного выражения, это где-нибудь выскочит в ненужном месте. Спрятать это невозможно. Пятидесятни­чество — естественная реакция на слабость западного христианства в вопросах личностных отношений со Святым Духом.

Кевин Аллен Поясню, что слово филиокве означаете «и Сына», то есть это добавка к Никео-цареградскому символу веры, которая была сделана западной католической Церковью. Православная Цер­ковь не готова признать, что Святой Дух как будто бы распределен между Отцом и Сыном.

Вопрос слушателя Обычное явление для пятидесятников — это дар глоссолалии, «говорения на непонятных языках», «ангельских языках». Как вы к этому относитесь?

Барнабас Пауэлл Это явление можно встретить во всех культурах, особенно восточных религиях. В православии, конечно, меньше об этом говорят, потому что это явление никогда не было важным для выражения веры в восточном христианстве.

Я уверен, что дар глоссолалии находится полностью в рамках «воз­можностей» Святого Духа. Он делает все, что только Ему угодно. Святой Дух, определенно, может дать человеку возможность го­ворить на языке, который он никогда до этого не изучал. И Святой Дух проявлял Себя снова и снова на протяжении истории самым неожиданным образом.

Кевин Аллен Контраргумент, впрочем, в книге отца Серафима Роуза «Православие и религия будущего» заключается в том, что глоссо­лалия и некоторые другие дары, которые проявляют себя внутри протестантизма, это нездоровый медиумизм, то есть желание по­средничества с неангельскими проявлениями. Церковь не всегда согласна с тем, что глоссолалия — это позитивное явление.

Барнабас Пауэлл Враг человечества все время пытается подделать святыню, сыграть на некоторых человеческих страстях. Он всегда желает разжечь огонь наших страстей и играть на этих эмоциях так, чтобы мы подчинились своим страстям. Говоря об отце Серафиме, хочу сказать, что он бывал слишком суров по отношению к пятиде­сятникам, но для этого, конечно, были свои причины. Но сказать, что это явление никогда не может произойти, и всегда только от дья­вола — преувеличение. Поэтому Писание все время призывает нас проверять духи…

Именно поэтому так важно основание, которое мы имеем в право­славной вере. Вот взять хотя бы меня: куда делся тот жар, которым я горел, когда был пятидесятником? Он остался, просто теперь этот огонь горит в камине, он уже не разрушителен, я нашел верное на­правление своей энергии.

Кевин Аллен Значит, можно сделать разделение между настоящей глоссолалией и поддельной?

Барнабас Пауэлл Было бы глупо считать, что наш враг не стал бы ис­пользовать такую мощную силу, как человеческие эмоции, чтобы отвратить нас с верного пути.

Вопрос слушателя Я практикующий харизмат. Меня интересует вопрос практического применения вашей веры. Я удивляюсь, что православные так негативно относятся к действию по дарам Святого Духа. Ведь весь православный опыт как раз в этом заключается. Как бы вы могли прокомментировать это, имея опыт пятидесятничества и православия одновременно?

Барнабас Пауэлл На самом деле, это одна из причин, по которой я стал православным. Это лучшее место для меня по-настоящему действовать по дарам Духа, которые, я верю, Бог дал мне. Но хочу предупредить всех людей со стороны, что православие естественным образом с подозрением относится к явлениям, которые фокусируют внимание на самом человеке. Мы хорошо знаем о случаях разру­шительного влияния этой раковой опухоли не только на какого-то отдельного человека, но и на группы людей, как только внимание начинает фокусироваться на индивидуальности, а не на церковной целостности.

Но такое отношение вовсе не подвергает сомнению действие Святого Духа. Святой Дух — это Сам Бог и Он действует по Своему усмот­рению. Может, со стороны и выглядит, что православные как будто стесняются действия Святого Духа. Однако, подход святых отцов заключался в том, что они сначала несколько раз отвергнут то или иное явление или видение, проверят его, перед тем, как признать его действительность. И даже после этого не станут афишировать, а сохранят только лишь в своем сердце. Прелесть, как раковая опу­холь, как только начинается, разрушает любое хорошее намерение.

Слушатель Я соглашусь с вами по поводу подделок в области про­явлений Святого Духа.

Барнабас Пауэлл Скажу, что большая часть пятидесятников — пре­красные, истинно верующие люди, которые любят Бога больше, чем что-либо в этом мире. Они только не знают, что есть дом, в котором их огонь может быть направлен в правильное русло в соответствии с мудростью отцов. Есть путь, который приведет их к духовной зре­лости, а не к постоянному духовному детскому саду — а именно так можно часто охарактеризовать то, что происходит в этом движении.

Кевин Аллен Почему пятидесятничество так быстро распространя­ется?

Барнабас Пауэлл Пятидесятничество очень ярко и визуально. Многие церкви используют даже дымовые установки и прочие технические ухищрения. Это хорошо работает для привлечения людей. Но Иисус не призывал нас привлечь большое количество людей. Он говорил о воспитании учеников. Привлечение большого количества людей не обязательно признак действия Святого Духа. Но это также знак того, что у людей есть сильная духовная потребность, людям просто нужен Бог. И они пытаются найти то место, где Бог действительно есть. И это ставит вопрос перед нами: достаточно ли мы заметны для этих людей, которые ищут Бога.

Кевин Аллен По поводу личного опыта в православии. Когда я стал ходить на свои первые службы, я физически ощущал присут­ствие Святого Духа, как будто я мог взять и «нарезать» Его ножом. Но при этом я ощущал полное душевное спокойствие.

Барнабас Пауэлл К тому же, надо понимать психологию человека. Люди хотят быть счастливы и чувствовать себя хорошо. Это как с наркотиками: люди хотят сбежать от реальности, от своих страхов, от своей боли. Им нужно чувство единения, испытывать радость. Вот такая мотивация в современном мире.

Вопрос слушателя Для меня харизматы это не ветвь пятидесятни­чества, а совершенно отдельное течение. Эти люди научили меня по-другому относиться к Святым Тайнам. Таинства как будто ожи­вают, становятся реальными, приобретают абсолютно новый живой характер. Харизматическое движение не имеет ничего обще­го для меня со всеми теми явлениями и отклонениями, о которых вы сейчас говорили.

Барнабас Пауэлл Миллион раз готов повторить, что эмоциональная связь с Богом — это хорошая вещь. Другой вопрос, как нам обрести эту связь таким образом, который приведет к духовной зрелости, а не духовному разброду, о котором мы только что говорили. Это правильное желание, но очень опасная вещь. И без ограничений, данных отцами Церкви, все это превращается в вечный пятиде­сятнический цирк. В своей сердцевине пятидесятнический поиск истины и желание встречи с Богом находит свое полное воплоще­ние в православной вере. Глубоко уверен, что человек, который не захочет останавливаться на достигнутом в пятидесятничестве, в итоге обретет православие.

Кевин Аллен Мне кажется, пятидесятничество полностью игнори­рует такие страсти, как гордыня, чувственность, индивидуальная значимость, власть, искушение благосостоянием. За всеми этими страстями не остается места для покаяния и смирения.

Барнабас Пауэлл Намерения людей, которые основали пятидесятни­чество, были совсем иные. Речь не шла о духовной гордыне. А ведь есть люди, которые используют Церковь, как инструмент сетевого маркетинга, чтобы построить религиозный бизнес. Но многие люди, которые строят здесь свою жизнь, вовсе не хотят попасть в духовное рабство к таким бизнесменам, они хотят духовной свободы. Надо понимать, что лекарство, которое предложено в пятидесятничестве, вовсе не гарантирует этот результат. Все эти практики не могут меня сделать тем, кем человек призван быть.

Вопрос слушателя Оставим в стороне доктрину и литургию. Где в православии на практике мы сталкиваемся с прямым действием Святого Духа?

Барнабас Пауэлл Повсюду. Люди приходят ко Христу в правосла­вии, это действие Святого Духа. Обретают веру, укрепляются в ней, растут. Это не показывают по телевизору, и нет шумихи по этому поводу, конечно…

Слушатель Все эти внешние проявления являются частью афри­канской культуры, и не обязательно свойственны именно пятиде­сятничеству.

Барнабас Пауэлл … Еще в самой литургии, конечно, в жизни цер­ковной общины. Не могу даже сказать вам, как часто мы ощущаем прямое присутствие Святого Духа прямо посреди Божественной литургии. Литургия это настоящая школа для воспитания души, учебник по тому, как быть ближе к Богу. При этом такая близость к Богу не подпитывает индивидуализм, и не разжигает пламя ин­дивидуальности, мол, вот я что-то такое почувствовал во время литургии. Дело совсем не в этом. Каждый раз во время литургии хлеб и вино превращаются в Тело и Кровь Иисуса Христа. И Святой Дух действует посреди верующих.

Кевин Аллен Давайте немного поговорим о разделениях внутри пятидесятничества. Во-первых, есть троичное пятидесятничество, последователи которого верят в Бога Отца, Сына и Святого Духа, но есть и другое пятидесятничество.

Барнабас Пауэлл Пятидесятничество возникло из откровения о том, что люди должны быть крещены во имя Иисуса Христа, а не Отца, Сына и Святого Духа. Поэтому многие пятидесятники не исповедует Троицу. Эти люди причисляют себя к апостольскому пятидесятниче­ству. Но это не просто ересь, это неправильное понимание полноты славы Господней, откровения Иисуса Христа.

Вопрос слушателя Я сейчас прохожу подготовку к крещению в пра­вославии и могу сказать об общем недостатке протестантизма. Мы все большем уделяем внимание эмоциональной стороне вопроса, но полностью игнорируем аспект и необходимость приростания в вере. И этот протестантский опыт накладывает определенную печать на восприятие веры. При переходе в православие как по­менять свой подход к понимаю Священного Писания? Как понимать Писание в соответствии со святыми отцами, а не на основе своего собственного восприятия?

Барнабас Пауэлл Перешедшим из других конфессий и правда нужно поменять свой фильтр восприятия религиозной жизни. Во-первых, для этого нужно время, за пару дней это не изменишь. Цель право­славия — позволить своей душе работать и взять верх над страстя­ми. И это процесс обучения. Лучший способ смены фильтра — это Божественная литургия, литургическая и молитвенная жизнь вооб­ще. Любая служба, если ты откроешься ей, способна окружить тебя мудростью столетий. Литургическая жизнь Церкви —идеальное место для нашей трансформации.

Вопрос слушателя Почему все только говорят о глоссолалии. Как будто нет других даров? Что, если ты не говоришь на непонятных языках, то и не спасешься? Как объяснить людям, что спасение не в глоссолалии?

Барнабас Пауэлл Пятидесятники стали меньше обращать внимание на дар глоссолалии. Мои друзья-пятидесятники спрашивают меня, сохранил ли я навык глоссолалии в православии. На это я всегда отвечаю, да, но только в те моменты, когда на службе я использую литургический греческий язык (смеется). На самом деле, я им всегда отвечаю, что больше у меня нет потребности в глоссолалии, но моя вера и духовная зрелость при этом только возрастает.

Кевин Аллен После пятнадцати лет среди харизматов я осознал, что очень слаб в отношении доктрины. Я много знаю о силах, исцелени­ях — это неплохо, конечно. Но неужели основные положения веры и доктрина так уж незначимы для пятидесятников?

Барнабас Пауэлл Поначалу, когда я только обучался в пятидесят­ничестве, у нас все в шутку называли семинарию «уминарией», тем местом, где умирает вера. Считалось, что можно потратить годы на чтение книг и изучение доктрины, но это все остается лишь мерт­вой традицией и скучной зубрежкой. Однако такой легкомысленный подход приводит к усилению незрелого детского взгляда на христи­анскую веру. И такой подход никогда не может привести к духовной зрелости.

Православный подход всегда напоминает о том, что ты не можешь быть полноценной личностью, пока не перестанешь фокусироваться на себе.

Вопрос слушательницы Мое знакомство с православием нача­лось с того, что я случайно зашла в храм на пасхальную службу. И тут же все мои пятидесятнические представления улетучились! Но я бы хотела поговорить об исцелениях в пятидесятничестве. Я узнала от своих учителей о том, что исцеление — это Божествен­ный обряд. Если ты не исцелен от какой-либо из своих болезней, это происходит, потому что ты недостаточно веришь. Моей подруге пастор сказал, когда ее дочь умерла от рака легких, что она недо­статочно верит в Бога. Если ты болен в православии, конечно, это не воспринимается как Божья воля, но это можно использовать как инструмент обожения. И это определенное напоминание о том, что ты когда-нибудь умрешь, и таким образом, ты можешь стать ближе Богу, больше походить на Него.

Барнабас Пауэлл Православная Церковь верит, что весь посыл Еван­гелия заключается в том, чтобы исцелить человека. Конечно же, та­кое определение исцеления не имеет ничего общего с избавлением от головной боли. Головная боль, может, и пройдет, но подлинное исцеление исправляет душу и делает ее ближе Иисусу Христу. Это самое важное исцеление, в котором мы нуждаемся. Исцеление, которое избавляет нас от рака или головной боли — исцеляет лю­бое физическое заболевание — это все прекрасно и случается в православии, но Церковь учит держать нас это при себе. Этим не надо хвастаться, потому что это может служить росту духу гордыни и себялюбия.

Слабость, которую я вижу в пятидесятническом фокусе на исцеление заключается в том, что они говорят лишь об исцелении физическо­го тела, которое в любом случае в итоге распадется. Это совсем не то понимание Божественной славы, которое требует наша вера. Господь не для этого принял плоть. Моя критика зацикленности пятидесятников на исцелении заключается в том, что это слишком незначительная вещь. И главное, что это приводит к самодовольству: сама мелочность этого явления в итоге приводит к постоянному духовному заболеванию, а не духовному исцелению.

Читайте также:

Все статьи на Православном радио Америки

Есть вопрос или что-то не понятно? Давайте обсудим! Оставьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваш вопрос или комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s