Не заботьтесь о том, что есть или что пить, или во что одеваться

Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. (Евангелие от Матфея, 6-я глава)

Когда Господь расстается с Адамом, Он говорит ему: «В поте лица будешь добывать хлеб свой». В общем-то, всегда трудолюбие в человеке считалось и Богом, и между нами достоинством, добродетелью. Сам Господь, когда воплотился, первые тридцать лет помогал своему отцу, учился плотницкому ремеслу, трудился вместе с ним… И как же соединить с этим слова, которые мы слышим сегодня? «Не заботьтесь о том, что есть или что пить, или во что одеваться, сего всего язычники ищут».

Смутные места в Евангелии, те места, которые мы не можем понять сходу, думаю, для них стоит применить такой критерий: мы смотрим, как ближайшие ученики Иисуса понимали эти места, как они жили. Мы открываем книгу Деяний апостольских, мы открываем послания апостольские… Ну вот кто лучше всего мог понимать Иисуса? Те, кто были рядом с ним. Как они вот эти слова являли своей жизнью?

Посмотрим на пример апостола Павла, довольно-таки большой свод его писем, его посланий. Там сказано обо всем! Он доходит до того, что чуть ли не длину юбки замеряет, какой платочек к голове прибить — даже до таких мелочей. И доходит до высот: о Законе, о благодати, о Боге. Апостол Павел переписывается со своими учениками, с целыми общинами, но мы не видим, чем живет он, кроме Господа, кроме Церкви, кроме этих вещей, которые как-то связаны с духовной жизнью. И только в одном контексте он рассказывает о том, чем занимается в жизни: в одной строчке он говорит, что шьет шатры, палатки для праздника кущей. Говорит он об этом, не просто потому, что сказать хотелось, а чтобы объяснить общине, что он материально независим: «Я от вас не завишу, вы мне не можете предъявить ничего, я зарабатываю себе сам»… И больше об этом в другом контексте не говорит никогда.

Все апостолы трудились, все работали, но мы не найдем у них об этом ни слова. Если бы сейчас любой христианин плел бы палатки, корзинки, жил бы так же, как апостолы, в первую очередь мы писали, что мы делаем, как мы устаем, чего нам не хватает. Мы бы все погрузились в своем письме в нашу бытовую материальную жизнь. У апостолов мы этого не видим, хотя они этой жизнью живут тоже.

В отрывке Евангелия, который мы читаем, говорится не о том, что не надо делать ни того, ни другого, ни третьего… Просто не надо об этом заботиться, не надо ставить эти заботы во главу угла. Ведь забота — это посвящение себя всего, посвящение всех своих сил. Не по пути, не мимоходом добываем мы себе пищу, одежду, работаем: для современного человека это вообще во главе угла. Нам даже трудно понять: как это так, отложить житейские заботы на второе место. Мы не можем этого понять и не можем научиться этому из собственной истории. Мы видим те эпохи, те народы, которые очень много сил уделяли духовному и душевному. Казалось бы, они должны быть менее развитыми, у них должна быть более слабая культура материальная. Но мы видим, что чем больше народ уделяет внимание Божественному, неотмирному, тем выше поднимается и материальное вокруг него. Чем же больше сейчас мы с вами копошимся в материи, ковыряемся в ней, тем хуже у нас все клеится и получается. Бог может четырьмя хлебами накормить тысячи людей, а мы можем в день есть тысячи хлебов в одно лицо и не наестся. Без Бога у нас ненасыщаемость какая-то, без благодати.

Мы смеемся над нашими предками, которые стояли по семь часов на службе, читали молебны и акафисты. Мы понимаем, что это языческое какое-то восприятие, они думали, что чем дольше мы постоим, чем сильнее мы себя измучаем, тем Бог ближе будет, но мы смеемся, не понимая, что ведомы к этим мукам и выводам они были великой ревностью. На это стремление к Богу, на эту ревность, пусть и неправильно иногда осуществляемые, Бог всегда отвечал Своей любовью и Своей благодатью. И те люди, которые не имели тогда ни подъемных кранов, ни автомобилей «Камаз», ни самолетов, ни кораблей — все то, что мы имеем сейчас, — они строили всю цивилизацию, которой мы сейчас с вами пользуемся. Сейчас мы имеем, в общем-то, все и при этом не имеем возможности создать что-то новое, достойное, за что было бы не стыдно, и можно было бы внукам предъявить: вот это я построил или сделал.

Поэтому, конечно, на первом месте должен быть Господь Бог, и тогда земное начнет складываться и клеиться. А пока мы надеемся на свои силы, пока мы не слушаем тех, кто жил до нас… «Не надейтесь на князи на сыны человеческие, в них же несть спасения». Пока мы фундаментом своим не Бога полагаем, а наши силы, нашу технику, наши возможности и способности ставим, ничего у нас получаться не будет.

Об этом давайте задумаемся сегодня и как-то перенастроим свое отношение к окружающему миру. В первую очередь — Царство Божие, в первую очередь — правда Его, в первую очередь — душевное, в первую очередь — Божественное, а все остальное по остаточному принципу! И тогда все остальное будет получаться очень здорово, хорошо, на пользу, и сохранится, я думаю, для следующих поколений.

Смотрите также:

Все проповеди Андрея Винника

Андрей Винник

Есть вопрос или что-то не понятно? Задайте свой вопрос в комментариях, отвечу за 60 сек.

Ваш вопрос или комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s